13.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
13.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

Онлайн–торговля откроет фарме и дистрибуции двери в розницу

Что изменит внедрение онлайн—торговли?

Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group

Отвечая на поставленный вопрос, более грамотно все–таки оперировать понятием "дистанционная продажа лекарственных средств и иной фармацевтической продукции", и именно от такой формулировки мы и будем отталкиваться. Безусловно, эта проблема не то что "назрела", а явно перезрела.

Ни для кого не секрет, что сегодня мошеннические и преступные группы активно и успешно реализуют дистанционным способом и фальсифицированную продукцию, и "чудодейственные БАД" с претензией на панацею, и прочие не менее сомнительные товары. Подобным структурам действующее законодательство, конечно же, не указ — и проблема соблюдения лицензионных требований, стандартов и инструкций перед мошенниками не стоит.

С другой стороны, те организации, которые владеют лицензией на фармацевтическую деятельность, те организации, которые положительно зарекомендовали себя, те, кто соблюдает требования действующего законодательства, – так вот, все эти достойные и полноправные участники рынка ограничены в стремлении и возможностях дистанционной реализации качественной и оригинальной фармацевтической продукции.

И ситуация складывается парадоксальная: мошенникам никто не указ, а ответственные участники рынка если и функционируют, то явно играют на грани фола, находя возможность работать под прикрытием или некоторых федеральных законов (Федеральный закон от 09.01.97 №5–ФЗ, Федеральный закон РФ от 15.01.93 №4301–1), или сводя свою деятельность исключительно к возможности дистанционно выбрать фармацевтическую продукцию, к примеру, на своем интернет–сайте, но при этом обязуя покупателей забрать свой заказ лично в конкретной аптеке.

На мой взгляд, каких–то "тектонических" и стремительных изменений после снятия законодательного запрета на дистанционную продажу фармацевтической продукции не произойдет. С точки зрения интересов пациента, и особенно с точки зрения отдельных категорий граждан (к примеру, с ограниченной мобильностью) подобные инициативы будут благом и откровенно неплохим событием. Для проверяющих и надзорных органов, безусловно, дистанционная реализация станет определенной головной болью, т.к. контроль "правильности" указанного процесса, очевидно, несколько сложнее, чем контроль его отсутствия.

В краткосрочной перспективе, по моему мнению, для игроков фармацевтического рынка ничего экстраординарного не произойдет. Да, кто–то усилит свои позиции, кто–то их ослабит, но все это произойдет в любом случае, точно так же, как регулярно меняются публикуемые аналитическими компаниями различные рейтинги и места игроков на рынке. Один из факторов, но не более того.

Если говорить о среднесрочной и долгосрочной перспективе, то дистанционная торговля может значительно усилить роль производителей и дистрибуторов фармацевтической продукции, как в отдельных городах, так и на федеральном уровне.

Разумеется, далеко не всем в фармацевтической промышленности и дистрибуции подобные изменения будут интересны, далеко не всем подобная диверсификация собственного бизнеса будет целесообразна, но, по сути, мы видим некое облегчение для указанных структур возможности напрямую контактировать с покупателями. Особенно если речь идет о продаже дорогостоящей продукции, где финансовые интересы покупателей — убрать "лишнее" звено — вполне могут совпасть с соответствующими возможностями по доставке этой самой продукции от производителей и дистрибуторов прямо "в руки". Таким образом, вероятность полноценного, пусть и дистанционного "входа" производителей и дистрибуторов фармацевтической продукции в розничную торговлю вполне вероятна — с соответствующим развитием новых каналов сбыта, оптимизацией хозяйственной деятельности под новые направления и, как итог, с соответствующим перераспределением положения на рынке.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг