Отмена ЕНВД ударит по муниципалитетам
На первый взгляд, все просто и очевидно: с первого июля аптеки не должны применять к маркированным препаратам режим ЕНВД.
Целоусов Дмитрий
Независимый эксперт фармацевтического рынка
Подав заявление на отказ от применения специального налогового режима, организация вправе перейти на другую систему налогообложения (которую она выберет — например, УСН) уже в следующем месяце. Однако в ряде регионов есть дополнительное ограничение: новый налоговый режим, избранный предприятием, начинает действовать... не со следующего месяца, а со следующего года.
Это не значит, что можно продолжить работу с режимом ЕНВД до 1 января 2021 г. Вовсе нет! Аптечному учреждению придется переходить на общую систему налогообложения, что в нынешних условиях грозит аптеке закрытием. И речь о довольно внушительной части аптечных организаций.
Начиная с 2012 г. доля аптечных учреждений, применяющих ЕНВД, составляла от 32 до 40%. Это средние цифры по стране — за исключением 8 регионов, которые не применяли данный налоговый режим. Поэтому переход на другие системы налогообложения обещает быть массовым. Но из-за пандемии возникает ряд сложностей, причем не только у аптек. Производители обуви и автомобильных шин (плюс остальные представители этих рынков) тоже обращались к регулятору с просьбой продлить действие специальных налоговых режимов — по крайней мере, до начала 2021 г. Однако в итоге было принято другое решение.
Конечно, сейчас помогает раздельный учет маркированных и немаркированных лекарств. Но этот метод — временный, и рано или поздно придется полностью переходить на другой режим. Общую систему налогообложения аптечные организации попросту "не потянут". Остается УСН. В некоторых регионах к вопросу подошли очень грамотно и определили ставку в 1–2%. Если сейчас в каждом субъекте нашей страны пересмотрят показатель ставки по УСН, это может стать выходом из той непростой ситуации, в которой все мы оказались с июля.
Но остается интересный организационный момент: в режиме ЕНВД налоги уплачиваются муниципалитету, при упрощенной системе — уже региону. То есть перемены в налогообложении аптеки скажутся на состоянии целого ряда районов и небольших городов.
Сложнее и самим аптечным организациям. Какими могут быть меры их поддержки? В период пандемии был сделан ряд шагов для помощи малому и среднему бизнесу — например, субсидии на выплату зарплат сотрудникам таких предприятий (их смогли получить многие аптечные организации). Но эта помощь — разовая, а не системная.
Фармации нужна именно система мер, которая поможет восстановить силы и продолжить развитие. Только комплекс взаимосвязанных действий поможет решить "вечные" проблемы лекарственного обращения — например, сохранить ценовую доступность препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП.
Частью программы могли бы стать субсидии арендодателям, предоставляющим помещения для аптечных организаций, а также снижение страховых взносов (они являются значимым компонентом и общей, и упрощенной системы налогообложения). Может быть, стоит рассмотреть пример ИТ–сферы? Во многих ситуациях она в числе первых, кто получает льготы и преференции. Тенденция сохраняется и сейчас, в период пандемии: в список пострадавших отраслей интернет-технологии также вошли одними из первых.
Отмена специальных налоговых режимов может повлиять на доступность лекарственных препаратов (тех, на которые свободная наценка). Они просто станут дороже — вот и все. А надежды на сохранение ЕНВД немного. Если инициатива о продлении его действия не была принята в весеннюю парламентскую сессию — на пике пандемии, то навряд ли к этому вернутся осенью. Сейчас аптечным организациям нужно изучать варианты УСН. Но если что–то не получится — многие из них вынуждены будут закрыться.