Поводов для экономии будет все больше
Итоги развития российского фармацевтического рынка в 2018 г. еще не подведены, но, скорее всего, динамика фармацевтической розницы (крупнейшего рыночного сегмента) не превысит 2–2,5% в руб.
Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
Прирост натуральных объемов вообще едва ли выйдет из отрицательной зоны, здесь можно ожидать до –2% в упаковках.
Сегменты, связанные с госзакупками, в прошлом году чувствовали себя несколько лучше розницы. Но все же общая динамика по фармацевтическому рынку в целом вряд ли превысит 3–4% при проведении расчетов в национальной валюте.
Результаты, надо сказать, весьма скромные — и для отечественного фармацевтического рынка, прямо скажем, непривычные. Даже на пике экономического кризиса, в 2014–2015 гг., рынок показал рублевый прирост на 8,3 и 8,6% соответственно.
Причины столь незначительной динамики в 2018 г. были довольно разнообразны. Основной проблемой для рынка стало фактическое отсутствие роста реальных доходов населения, что, естественно, ограничивало интенсивность затрат потребителей и стимулировало различные варианты сокращения уже существующих расходов. В том числе покупку т.н. экономичных упаковок лекарственных препаратов (они содержат большее количество разовых доз, например, 100 таблеток вместо 20). Или даже полный отказ от препаратов, не являющихся жизненно необходимыми (витамины, пробиотики и т.д.).
Второй по значимости фактор — низкая инфляция на лекарственные препараты, которая ограничивала увеличение денежной массы на рынке. Впрочем, к концу 2018 г., а именно в октябре—декабре, цены на препараты начали повышаться, и есть все основания полагать, что этот процесс в 2019 г. продолжится.
Причин для этого несколько. Во–первых, в новом году в активную фазу вступает процесс подготовки запуска системы маркировки лекарственных препаратов — в результате производителям придется нести значительные затраты, которые неизбежно будут включаться в конечную стоимость препаратов. Естественно, наиболее значимым этот фактор будет в отношении продукции, не относящейся к перечню ЖНВЛП. Кстати, в рознице на такие препараты приходится порядка 67% рынка в денежном выражении.
Также надо иметь в виду, что издержки производителей в отношении маркировки продукции, находящейся в сфере ценового регулирования, тоже будут покрываться за счет не–ЖНВЛП. Таким образом, рост цен на последние, скорее всего, превысит среднерыночные значения.
Во–вторых, в текущем году стартует процесс введения новой методики установления цен на препараты, находящиеся в перечне ЖНВЛП. Кроме того, участникам рынка предстоит перерегистрация цен на продукцию, попадающую в перечень. И, хотя она не будет носить одномоментный характер, в ближайшие 2 года нужно ожидать достаточно существенной коррекции (в сторону уменьшения) цен на продукцию в рамках перечня ЖНВЛП.
С одной стороны, это должно сдерживать рост цен на весь ассортимент лекарственных препаратов на российском фармацевтическом рынке. С другой, у производителей появляется соблазн компенсировать «выпадающие» таким образом доходы за счет продукции, не входящей в перечень ЖНВЛП.
Таким образом, рост цен на отдельные группы лекарственных препаратов может быть весьма значительным. Естественно, на активный спрос в подобных условиях рассчитывать не приходится. Особенно если в новом году не произойдет кардинальных изменений в ситуации с доходами населения.
Кстати, о доходах населения и спросе на лекарственные препараты. Важно понимать: повышение НДС с 18% до 20, хоть оно и не касается напрямую фармацевтического рынка, тем не менее неизбежно приведет к уменьшению объема свободной наличности у потребителей. Соответственно, и поводов для экономии будет все больше.
При этом ряда позиций в ассортименте аптек повышение ставки НДС касается напрямую. Цена на БАД, косметику и другие высокомаржинальные продукты неизбежно вырастет, что, в свою очередь, едва ли отразится на спросе позитивным образом. И, как следствие, на прибыльности аптечных учреждений.
Наконец, с октября 2018 г. корректируются вниз цены на нефть и газ. Этот факт неприятен даже не столько тем, что он сказывается на бюджетных доходах, сколько его влиянием на курс российской валюты — рубль по отношению к доллару и евро в конце прошлого года заметно «просел». Учитывая высокую импортозависимость российского фармацевтического рынка, можно прогнозировать рост цен как на импортируемые в нашу страну готовые лекарственные препараты, так и на активные фармингредиенты, вспомогательные вещества, оборудование и расходные материалы.
В итоге стоимость продукции в т.ч. и отечественных предприятий, скорее всего, будет корректироваться в сторону увеличения. Но опять же надо понимать: это будет происходить в условиях пересмотра цен на препараты перечня ЖНВЛП.
Картина, увы, получается довольно мрачная. Едва ли в подобных условиях розничный коммерческий сегмент российского фармацевтического рынка покажет результаты, принципиально отличающиеся от итогов 2018 г.
А вот в отношении рынков, связанных с государственным финансированием, в 2019 г. можно, напротив, ожидать определенного оживления.
Во–первых, с 1 января стартовала реализация нового нацпроекта "Здравоохранение". Он предусматривает ряд мер по борьбе с онкологическими заболеваниями и болезнями сердечно–сосудистой системы. В рамках национального проекта предполагается в т.ч. и выделение значительных сумм на приобретение современных лекарственных препаратов.
Во–вторых, в 2019 г. происходит плановый перенос закупки лекарственных препаратов для лечения ряда редких заболеваний с регионального на федеральный уровень. Количество высокозатратных нозологий (ВЗН) расширяется с 7 до 12. Этот факт не просто приведет к перераспределению финансовых потоков в отношении закупки и лекарственного обеспечения соответствующих пациентов, но и должен значительно увеличить физический объем затрат на приобретение препаратов для них.