Предложение на доступные ЛП падает: ситуацию надо спасать
Игнатьева Нелли Валентиновна
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей, к.фарм.н.
В декабре был отмечен всплеск спроса, который демонстрировал сочетание стандартной ситуации для декабря, перед новогодними каникулами, и некоторой закупки "впрок", поскольку основным критерием покупки лекарств оставалась наиболее низкая цена. В январе спрос стандартно спал. Далее при первых поставках в аптеки лекарств уже в ценах 2015 г. отмечалось несколько напряженное поведение посетителей, но оно объяснялось общим напряжением сложно прогнозируемого ценового предложения. В настоящее время спрос выравнивается.
Платежеспособность наших граждан снижается, что и подтверждает их потребность в лекарственных препаратах более низкого ценового сегмента. Сейчас пациент положительно воспринимает любые акции, результат которых — более приемлемая цена! В то же время производителям стало нерентабельно производить лекарства самой доступной по цене категории. Спрос растет, а предложение падает, ситуацию нужно спасать.
В настоящее время спрос полностью соответствует сезону и снижению платежеспособности. Стоить отметить большую ориентацию на профилактику и экономию на курсовых дорогостоящих препаратах. Вероятнее всего, в настоящий момент наши сограждане запаслись лекарственными препаратами на определенный краткосрочный период. В выборе ЛП самым чувствительным критерием остается цена, бренд — не главное. Однако даже в регулируемом государством перечне ЖНВЛП цены на один и тот же препарат по действующему веществу (МНН) у различных производителей отличаются в разы. И в условиях, когда с рынка "вымывается" низший ценовой сегмент ЛП, у наших пациентов создается ошибочное впечатление, что цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты выросли в разы, что в действительности не так.
Считаю, что в условиях напряженности и формирования в СМИ негативного имиджа недобропорядочного завышения цен в аптеках (что не соответствует действительности), фармацевтам и провизорам необходимо усилить свою работу по консультациям населению. Не ограничиваться фразами: "лекарства нет на складе", "поступлений нет", а использовать более правильные объяснения: «на рынке сокращаются объемы этих лекарств», "поставщики и производители сократили поставки". И, разумеется, по возможности так формировать свой ассортимент, чтобы один и тот же препарат был предложен по разным ценам.
Главное — широта ценового предложения по одному МНН. Вымывание представителей ценового сегмента до 50 руб. Перечня ЖНВЛП — это больно для аптеки. Сложность еще и в том, что в глазах наших граждан во всем виноваты аптеки, а в действительности нерентабельным стало производство таких препаратов. Рецепт спасения для всех нас один: это разовая переиндексация цен для производителей, которая в ближайшее время должна произойти.
Реклама на телевидении и радио — всегда самые действенные каналы продвижения. Однако реклама на ТВ именно бренда аптек (что мы и наблюдаем сейчас) обладает лишь краткосрочной эффективностью, но и она уже сомнительна. Наши граждане — самые лучшие аналитики: перед тем как купить лекарства, они сравнивают цены в ряде аптек. И мы слышим от них, что цены в "тех аптеках" не соответствуют тем низким ценам, о которых говорилось в рекламе. Для аптек рекламировать свой бренд — достаточно дорогое удовольствие, и людям уже очевидно, что реклама аптечной организации на ТВ увеличивает цены на лекарства в этой организации.
Механизмы, определяющие формат взаимодействия с поставщиками, — это динамичный процесс. Поставщики первыми взяли на себя удар курсового скачка валют, ощутили падение своего дохода и неоптимистичные прогнозы. Кто-то из них мужественно держал удар экономической ситуации, кто–то, напротив, воспользовался ею. Но снижать затраты всех участников товаропроводящей цепи заставляют обстоятельства.