04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

При самолечении пациент старается сэкономить на лекарствах

Мы прекрасно понимаем, что в рамках существующей системы здравоохранения развитие самолечения неизбежно.

Золотухин Евгений
Коммерческий директор ООО "Прогресс–Фарма" (АС "КИТ–фарма")

В связи с этим одна из основных задач нашей сети — системное обучение первостольников современным стандартам лечения и профилактике наиболее распространенных заболеваний.

За помощью в подборе медикаментов и, тем более, нелекарственного ассортимента в наши аптеки ежедневно обращаются сотни, если не тысячи клиентов, которые по различным причинам абсолютно точно не пойдут к врачу. Именно на первостольниках лежит огромная ответственность за общественное здоровье, и поэтому высокий уровень знаний по фармакотерапии — обязательное требование к сотрудникам при подборе на работу. При этом предупреждение клиента о возможных осложнениях любого заболевания и в связи с этим о необходимости посетить врача в любом случае — обязательный пункт стандарта обслуживания в аптеках нашей сети.

Что касается тренда экономии на лекарствах при самолечении, то он определенно есть, что в т.ч. наглядно демонстрирует статистика DSM Group по России за I–II кв. 2016 г. В этом случае клиентов, желающих сократить расходы на ЛС, можно разделить на два типа: первые ищут привычные для них лекарства, но по самым низким ценам, вторые — пытаются сэкономить, покупая "самые дешевые" препараты.

Если подход "охотников за скидками" и низкими ценами в целом понятен и, возможно, оправдан, то вторая группа клиентов экономит явно не на том, опираясь, например, на прочитанную информацию в Интернете о том, что препарат под одним и тем же МНН одинаково эффективен, вне зависимости от производителя и цены.

Собираемся ли мы менять принципы работы в связи с новой экономической реальностью? Да, безусловно, и многие изменения уже давно и успешно внедрены, но они не связаны с "дискаунтеризацией" и вступлением в ценовые войны. Формат и стратегия развития наших аптек никогда не предполагали погоню за оборотами при наценке, стремящейся к нулю, жизни за счет раздутия "пузыря" роста и маркетинговой прибыли. В то же время мы активно участвуем в снижении цен для потребителя за счет производителей (возмещаемые скидки), особенно интересны так называемые "карточные проекты" нескольких ведущих мировых фармацевтических компаний.

Несмотря на выраженное желание сэкономить на аптечных товарах, я не считаю, что наши соотечественники тратят на них существенную сумму своего бюджета (не имея в виду больных с тяжелыми и хроническими заболеваниями) — в месяц она примерно соответствует стоимости бизнес–ланча в кафе или билета в кино. Культуру профилактики заболеваний и заботы о своем здоровье у нас еще только предстоит развивать.

Vox puli

Мы провели 10 интервью, анкетировав 35 фармацевтов сети "КИТ–фарма" по вопросам самолечения и изменения спроса на лекарственные препараты за последние годы. Первостольники не подтвердили уменьшения, сокращения назначений от врачей — лишь 17% отметили, что стало меньше пациентов с назначениями специалистов. В то же время увеличение числа пациентов, обратившихся за помощью в самолечении, заметили 52% фармацевтов, а оставшиеся 48% респондентов не увидели существенных изменений.

Культуру самолечения наших посетителей как высокую оценил только один фармацевт, остальные — в равной степени охарактеризовали ее как "низкую" и "удовлетворительную".

Несмотря на все выпады со стороны центрального ТВ и неспециализированной прессы, порочащие фармацевтических специалистов, около 60% считают, что доверие клиентов к первостольникам за последние годы только выросло. Что касается экономии клиентов на товарах аптечного ассортимента, то его отметили 62% фармацевтов, остальные не считают изменения в структуре потребления существенными.

Из тех, кто уверен, что многие клиенты начали экономить в аптеке (по разным оценкам фармацевтов, от 10 до 50% клиентов), в большинстве случаев, непосредственно в аптеке выбирают более дешевые замены: в случае рецептурных товаров — по МНН, в случае ОТС — на аналогичные по действию. Наименьшее число респондентов указало, что при ценовых возражениях и сомнениях в выборе (непосредственно в аптеке) клиент уходит в другое аптечное предприятие.