25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

"Приказали долго жить": что ожидать российским аптекам?

Новые законопроекты, в случае их введения, могут самым негативным образом повлиять на работу розницы фармацевтического рынка.

СТАРТ ИНИЦИАТИВАМ ОПЯТЬ ДАЛИ МЕДИЦИНСКИЕ МАСКИ!

Согласно внесенному на рассмотрение в Госдуму документу, Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) предлагают наделить полномочиями по контролю цен на весь лекарственный ассортимент. Пока антимонопольщики контролируют только цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП).

Причиной возникшего ажиотажа по поводу лекарственного обеспечения и замораживания цен на аптечный ассортимент стала история с медицинскими изделиями. Особенно возбудили всех заявления в ряде СМИ о якобы имеющемся дефиците медицинских масок. "Я призываю всех записать два номера телефона, чтобы в случае необходимости получать самую достоверную информацию из первых рук и о медицинских изделиях, и о лекарственных препаратах. Горячая линия Минздрава: 8 800 200-0-200; горячая линия Роспотребнадзора: 8 800 555-49-43", — посоветовал руководитель Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.

ДмитриевАРФП

Он добавил, что все началось с повышения цен на медицинские маски, спрос на которые спровоцировала эпидемия коронавируса.

Эксперт поинтересовался и выяснил, что себестоимость пяти масок составляет порядка 7 руб. В то же время к производителям этих изделий обращались китайские дистрибуторы и предлагали за одну маску 300 руб.! Понятно, что перспективы такой сверхприбыли сподвигли многих производителей к тому, чтобы вообще не отгружать маски оптовикам в родном отечестве. Кстати, ничего противозаконного на самом деле в сбыте продукции в Поднебесную нет; здесь возникают вопросы этики и социальной ответственности, конечно.

Чтобы снизить накал страстей, в начале марта московское правительство в рамках Федерального закона №44-ФЗ провело торги и закупило медицинских масок на 200 млн руб., заплатив от 40 до 400 руб. за упаковку.

Ну а потом появились другие инициативы, которые пока еще находятся в проектах, — по поводуконтроля ценообразования и медицинских изделий, и всех лекарственных средств на территории страны.

"Я убежден, что, принимая любое законодательное решение, нужно основываться на принципе разумной достаточности. То есть насколько достаточно или нет нововведений для того, чтобы достичь желаемой цели, — заявил глава АРФП. — А цель обсуждаемого законопроекта заключается в удержании цен на товары аптечных сетей".

Надо понимать, что и фарминдустрия, и производство медицинских изделий — это не какая–то отдельная отрасль, которая живет сама по себе. Производства существуют в формате большой экономики. В ней есть, например, определенные цены на топливо — без этого никуда. Поэтому затраты на бензин напрямую влияют на стоимость логистики. Страна у нас большая. И порой таблетка себестоимостью 3 руб. при доставке ее, скажем, из Нижнего Новгорода на Сахалин, дорожает и доходит до 33 руб.

Ценообразование

Поэтому, если ограничить цены на товары аптечной розницы, нужно их как–то компенсировать. В противном случае (и такие кейсы уже имеют место), как только бизнес становится не рентабельным, а тем более убыточным, это приводит к остановке производства того или иного препарата. У нас и так за прошлый год по разным оценкам исчезли от 600 до 900 фармацевтических наименований. Какие–то из препаратов, ушедших с рынка, возвращаются, какие–то — нет.

ДАВАЙТЕ НЕ ИГРАТЬ В "ОДНИ ВОРОТА"

Что же получается? Идет разговор, что аптека — это социальное учреждение. Но ведь аптека и торговая организация. Поэтому все арендные платы, коммунальные платежи, налоги, взносы и т.п. у аптечной розницы такие же, как у любых магазинов. Только к ним по поводу ценообразования никто почему-то претензий не предъявляет. А ведь аптека и так несет целый ряд нагрузок. Например, обязательное наличие минимального ассортимента.

Влияет и курс валют. Ведь многие российские фармпроизводители закупают за рубежом фармсырье, субстанции. И если они дорожают, то и конечный продукт не может оставаться в рамках прежней цены.

"Мы давно предлагали государству либо решить вопрос с коммунальными платежами, либо с налоговым бременем в сторону их понижения. Тогда и от аптек можно будет требовать адекватного снижения цен. Представители Ассоциации пытаются общаться с законодателями с тем, чтобы найти оптимальное решение. Но ответа нет. А значит, как будут развиваться события, сказать на данном этапе невозможно", — говорит Дмитриев.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, ИХ ТРИ!

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева обращает внимание на то, что законопроектов, имеющих отношение к регулированию ценовой деятельности аптечных организаций, три.

ИгнатьеваРААС

Первый нацелен на то, чтобы в случае возникновения в стране неблагоприятной эпидемиологической обстановки нужно было в предприятиях розницы фармрынка замораживать цены на медицинские изделия. И это, в первую очередь, касается медицинских масок. Да, они выросли в цене. Но, как уже неоднократно сообщалось ассоциацией, аптеки просто уже не могли их купить у дистрибуторов по прежней стоимости.При этом предложенный Госдуме законопроект об ограничении цен на медицинские маски касается только аптек, но не затрагивает других участников розничного рынка.

Между тем маски не являются исключительно аптечным ассортиментом и их могут продавать любые торговые организации. Поэтому РААС категорически против такой избирательности. О чем представители аптечного бизнеса и сообщили в своем послании Госдуме РФ.

РААС считает, что нужно просто использовать хорошо работающую методику ЖНВЛП (735 препаратов), распространив ее и на маски.

Авторы второго законопроекта предлагают в случае необходимости замораживать цены на лекарственные препараты. На данном этапе речь идет о противовирусных лекарственных средствах. "Кстати, — обращает внимание Нелли Игнатьева, — цены на противовирусные препараты даже в связи с нынешней ситуацией не выросли. Но когда мне в прямом эфире возмущенно сообщают, что существенно подорожала настойка мяты, то хочется заметить — это не противовирусный препарат!"

Третий законопроект позволяет дополнительно регулировать деятельность аптечных сетей в плане ценообразования.

"Аптечный рынок является рынком совершенной конкуренции. На нем огромное количество игроков и он не монополизирован. А максимальная доля самой крупной сети на рынке составляет около 6%. Больше 50% аптек являются средними и малыми предприятиями. И мы — единственный открытый рынок, на котором есть аптечные справки. Люди уже привыкли заходить в интернет и выбирать ту аптеку, где нужное лекарство продается по наиболее привлекательной цене", — заявил сопредседатель комитета по развитию фармацевтической отрасли "Деловой России", член Общественной палаты города Москвы, руководитель известных аптечных сетей "Нео–фарм" и "Аптеки "Столички" Евгений Нифантьев.

Нифантьев3

Согласно законопроекту, бонусы аптек за продвижение товара не должны превышать 5% цены поставки. Нифантьев поясняет, что нет такого понятия, как бонусы. Есть бэк–маржа и фронт–маржа. Бэк–маржа — это то, что аптечные сети получают в качестве вознаграждения от фармпроизводителей. А средняя маржинальность аптечных сетей значительно ниже, чем, например, в продуктовом ритейле. Поэтому перед тем, как выдвигать законодательные предложения по регулированию аптечной отрасли, нужно ее изучить. Тем более что руководители аптек открыты для диалога. Кстати, рентабельность по чистой прибыли у большинства участников аптечного рынка составляет не более 1%. И, если у аптек заберут бэк–маржу, то рыночные механизмы будут толкать в сторону фронт–маржи. А это предполагает не что иное, как повышение цен для конечного потребителя.

Нужно учитывать и то, что фронтальная наценка на 40% аптечного ассортимента и так регулируется государством. А в госзакупках регулируется все 98%. Существуют и четкие наценки оптового и розничного сегмента.

ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ…

Авторы законодательных инициатив предлагают установить для аптек "порог доминирования" на рынке, когда доля одной аптечной сети не сможет превышать 20% оборота рынка в муниципалитете и городах федерального значения. В больших городах это выполнимо и уже имеет место быть. Но у нас страна очень большая по своей протяженности. В связи с этим возникает проблема. В маленькие муниципальные районы с небольшим количеством населения ни одна аптечная сеть идти не хочет. И жители не могут приобрести лекарства. И вдруг (о, радость!), какая-то «сетка» все–таки пришла. Открыла, скажем, две аптеки с долей рынка, превышающей пресловутые 20%. Получается, согласно новому законопроекту, такая сеть — нарушитель!

Есть на первый взгляд и положительное предложение в новом законопроекте, касающееся регламентирования аптечной деятельности. Имеется в виду разрешение на мобильные передвижные аптеки для отдаленных районов. Но возникает вопрос: "Кто будет этим заниматься"? Коммерческие аптечные сети — вряд ли. Значит, государственные структуры должны взять на себя определенные обязательства.

МНЕНИЕ СЕНАТОРА

Член комитета Совета Федерации РФ по социальной политике и врач по профессии Сергей Леонов высказался против попыток ограничения цен в аптеках.

СергейЛеонов

"Безусловно, ограничивать цену для аптек как конечного звена товаропроводящей цепочки реализации медицинских препаратов — это неправильно. Необходимо вводить ограничения и для дистрибуторов, и для производителей. Потому что всегда найдутся мародеры, которые захотят на чужой беде, на возникшей чрезвычайной ситуации нажиться и поднять цены. Тогда получится, что аптеки должны будут работать в убыток, и они просто обанкротятся и закроются, и мы (законодатели) нанесем отрасли непоправимый ущерб", — считает сенатор.

Леонов также раскритиковал некоторые поправки в Федеральные законы «Об обращении лекарственных средств» и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внесенные 2 марта в Госдуму и предназначенные для борьбы с необоснованным завышением цен на лекарственные препараты в аптеках. В частности, предлагается ограничить число точек, которые может иметь аптечная сеть. Открывать новые филиалы будет запрещено, если аптечная сеть продает больше 20% всех лекарств в населенном пункте. "Что касается и регулирования аптечной сети. Например, о пределе в 5% по бонусам (по сути, бэк–маржа) и о том, что одна аптечная сеть должна занимать не более 20% рынка. Аптечная сеть нигде столько не занимает: конкуренция везде очень высокая, и монополистов — крупных аптечных сетей — нет. Наоборот, не хватает аптечных сетей в мелких муниципальных образованиях. Туда не идут коммерческие сети, потому что недостаточный оборот, большие расходы на логистику, лицензирование. А если им еще обрезать бэк–маржу (прибыль от поставщиков в виде скидок), то нерентабельно будет работать. Достаточно громкие были сделаны политические заголовки по этим законопроектам, но по факту внутри не предлагают те меры, которые помогут нам избежать наценки", — заявил сенатор.

ВЫВОД

Инициаторы законопроекта о контроле цен на медицинские изделия и лекарства должны, прежде всего, просчитать последствия своих предложений. И просчитать нужно как ближайшую перспективу, так и отдаленную. В противном случае можно так "наломать дров", что не останется ни аптек, ни лекарств…

По материалам пресс–конференции (организатор: НСН)

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

Е.А. Жаворонков: о некоторых задачах маркировки в 2024 году

Этой весной начал действовать целый ряд нововведений в области маркировки биодобавок и медизделий. Об основных моментах данного процесса, на которые следует обратить внимание аптекам и медорганизациям, а также о планах развития сферы мониторинга медицинской и фармацевтической продукции, рассказывает руководитель товарной группы "Фарма" ЦРПТ Егор Жаворонков.

Как фарме взаимодействовать с государством и обществом

Каким может быть профит фармкомпании от участия в создании информационного поля с идеями, способными изменить отношение общества к определенным темам обсуждалось на вебинаре "Синергия государства, фармы и общества: секреты взаимодействия"

Юрий Клюшенков: самое главное — проверять самих себя

Сегменты биодобавок и лекарственных препаратов близки не только в стенах аптечных организаций. В самой структуре данных направлений есть ряд общих особенностей — например, высокий уровень конкуренции и развитие отраслевого саморегулирования.

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban