15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

"Проблему рецептов" осложняет торговый статус аптеки

Главная проблема рецептурного отпуска, на мой взгляд, снижение доступности медицинской помощи для населения. Особенно в условиях пандемии.

Коваленко Татьяна
Генеральный директор аптечной сети "Фармакон" (Раменский район Московской обл.)

Попасть к врачу на прием и получить необходимое назначение — проблема для многих. Если говорить об узких специалистах, то в лучшем случае пациент ждет неделю. Но чаще две недели и более.

И очень малое время отводится врачу на прием пациента. Перегруженному доктору, находящемуся в постоянном цейтноте, трудно следить за многочисленными изменениями приказов и правил и не перепутать "вчерашние" требования с сегодняшними. Здесь также можно встать на сторону врача и просто понять его.

Еще одна проблема — нарушение аптечными учреждениями нормативных документов, регламентирующих отпуск лекарственных препаратов. Наша деятельность отнесена к торговле, а "как корабль назовете, так он и поплывет". Вот аптеки и торгуют. Аптечное учреждение сегодня — обычная торговая точка. Ее задача — не улучшать качество фармацевтической помощи, а попросту выживать. Экономический фактор играет свою роль, а социальная функция аптеки потеряна.
И профессионализм не в цене...

Сейчас очень большое количество рецептов идет с нарушением. Особенно на те лекарства, которые подлежат предметно-количественному учету, — ведь эти документы мы оставляем в аптеке для хранения. Они подлежат проверке контролирующих органов, и любые, даже самые малые ошибки в таких рецептах квалифицируются как нарушение правил отпуска, т.е. нарушение лицензионных требований. Так от незнания врачом правил оформления назначений страдает пациент. И подобные случаи не так уж редки.

По неправильно оформленному рецепту мы не имеем права отпустить лекарство. Заносим данные в специальный журнал, доводим информацию об ошибках до сведения врача и руководителя лечебного учреждения, а пациент не получил препарат. И даже если в рецепт не внесли только данные о возрасте больного, он уже считается неправильно оформленным. Таковы требования. А еще они меняются: врач может еще не знать, на каком бланке по новым правилам должен быть оформлен документ, и опять же мы не имеем права отпустить лекарство.

А психотропные препараты? Проверка по этой категории доводит аптечных работников едва ли не до обморока. Мы, конечно, стараемся звонить врачу, даже посылаем водителя за правильно оформленным рецептом, т.е. стараемся оперативно переоформить рецепт, чтобы не страдал больной. Но нельзя работать в таком режиме постоянно!

О нас говорят, что мы бездушные, не входим в положение... На днях как раз была жалоба: молодая женщина  при покупке "безрецептурных" лекарств предъявляет пенсионное удостоверение другого человека (мы должны давать скидку при предъявлении пенсионного удостоверения) и начинает кричать, что у нее мама онкопациент, что мы бездушные, что она не может маму привести. Скидку мы, конечно, сделали. Но горько, что люди не понимают фармацевта.

Не понимают, что есть правила и законы, а считают, что во всем виноваты мы... А сколько раз под видом пациентов те же активисты из общественных организаций выманивали у наших сотрудников антибиотик! "Я удалил зуб, теперь болит, может быть воспаление, какой рецепт, мне врач сказала...". Такие сцены разыгрывали только для того, чтобы зафиксировать факт безрецептурного отпуска рецептурного средства.

Электронный рецепт может помочь снять этот негатив. Ведь грамотный программный продукт дает врачу возможность не думать об оформлении - ему остается внести только данные пациента и название препарата. А уже программа даст готовое решение. И времени будет затрачено гораздо меньше, и доктору не нужно отвлекаться.

Только это все в теории. Теоретически все понятно и все хорошо, но... Программа должна быть отлаженной и простой в применении. А врач должен иметь электронную подпись. Как он будет подтверждать назначение? Может быть, система предусмотрит другое решение?

В любом случае назначение должно быть скреплено — ведь электронный рецепт является документом.
Остается и вопрос о региональной рассогласованности. Например, жители Москвы и Московской области живут почти рядом. И если в каждом из двух регионов будут своя программа и свои правила для электронных рецептов, сложно даже представить, что начнется... Должна быть единая программа по всей России. А давать организацию процесса на откуп субъектам считаю неправильным.

Сейчас нам предложили программу для электронных рецептов, которая была опробована в Белгородской области, и мы заключили договор с фирмой "Медиката" — разработчиками программы. Сейчас с ними сотрудничают аптеки в нескольких регионах нашей страны. Ждем начала работы. Но не понимаю, почему государственный регулятор не берет на себя эти функции, а отдает их коммерческим структурам. Почему не приобрести программу, которая зарекомендовала себя в Белгороде, и не распространить ее на всю Россию?

Конечно, мы будем платить за это деньги. Если регулятор, если здравоохранение не берет новую функцию в свои руки, то оплачивать ее работу будет исполнитель. Тот, кто заключил договор с разработчиками. Ведь авторам программной продукции нужно как–то покрывать свои затраты!

Вопрос о рецептах — не важно, электронных или бумажных — очень осложняет деятельность некоторых аптечных учреждений. Сколько можно открывать точки, чтобы захватить весь рынок, не обеспечивая при этом его профессиональными кадрами! Сколько можно делать магазин из аптеки! Мы теряем свои функции — и это позволено...
Для таких дельцов аптека — источник дохода и больше ничего. Сейчас пандемия, людям все равно нужно покупать лекарства. И о тех же условиях хранения , которые влияют на эффектиность и безопасность лекарств кто-то из них задумывается?

Как вы думаете, если в аптеке неквалифицированные сотрудники, которые не ориентируются даже в наименованиях лекарств, — насколько правильной будет работа с рецептами?

И это страшно, что сейчас не хватает фармацевтов и провизоров: количество открытых точек явно опережает число профессиональных кадров. Профессия девальвируется: зачем учиться, если можно сразу после школы прийти в аптеку и работать т.н. консультантом или, в лучшем случае, иметь среднее медицинское образование.

Понять, в какой аптеке систематически нарушают правила рецептурного отпуска и иные требования к фармацевтической деятельности, сейчас может и дистрибутор. Ведь один из ключевых показателей при проверках — это увеличение в обороте психотропных препаратов. Это должно насторожить: как может маленькая аптека иметь столько назначений специалистов соответствующего профиля?

Дистрибуторы порой подходят к вопросу формально: у нас заказывают, мы отпускаем — мы же не контролирующий орган. И подобные аптеки продолжают наносить огромный вред сотням и тысячам пациентов. И, что самое опасное, отношение посетителя к организациям с неквалифицированными работниками начинает распространяться и на аптеки, добросовестно оказывающие помощь и способные дать грамотную консультацию.
Человек приходит и говорит: "Я вот в той аптеке купил лекарство без рецепта, а сейчас его там нет. Они хорошие, а вы плохие..." И у фармацевтов и провизоров порой опускаются руки: зачем же мы учились, если на нас льется столько негатива и мы виноваты буквально во всем?
Проблемы рецептов — одно из звеньев в огромной цепочке событий. Чтобы минимизировать их, мы должны выполнять социальную функцию, а не функцию торговли. Да, мы на хозрасчете. Но давайте все–таки относиться к аптеке как к социальному учреждению!

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
Omni farma