18.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
18.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Производственные аптеки нуждаются в грантах и субсидиях

Современная производственная аптека — это комплекс помещений площадью 200-300 м2, включающий торговый зал, материальную, моечную, ассистентскую, асептический/стерилизационный/автоклавный блок и другие административно–бытовые комнаты.

Степанов Михаил
Руководитель производственной аптеки

Я не зря обозначаю квадратуру, ведь все эти объекты нужно содержать и обслуживать. Отсюда бремя затрат (преимущественно коммунальных) по следующим статьям:

  • аренда;
  • управляющая компания;
  • фонд капремонта;
  • вывоз ТБО;
  • отопление;
  • водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроэнергия;
  • пожарная и специализированная охрана + сигнализация;
  • расходы на санобработку помещений;
  • расходы на общедомовое имущество.

В аптечных помещениях располагается еще и технологическое оборудование. Вся эта аппаратура требует профилактического сервиса в специализированной аккредитованной организации, а это: техобслуживание, инструментарное обслуживание, метрология—поверка—калибровка и валидация.

Не забываем и про климатические и микроклиматические системы — кондиционирование, приточно-вытяжную вентиляцию, системы дезинфекции и очистки воздуха, что тоже требует периодического сервиса.

Заметьте, мы еще не начали говорить непосредственно об изготовлении лекарственных препаратов, а уже накопились целых шестнадцать обязательных платежей, напрямую влияющих на рентабельность производственной аптеки.

Собственно же экстемпоральное изготовление — это, в первую очередь, непомерно высокие стоимости проведения анализов в аккредитованных лабораториях. Сюда же закладываем затраты на доставку и получение проб, так как зачастую лаборатории находятся только в крупных городах. И получается так, что изготовленный лекарственный препарат имеет себестоимость в 100-300 рублей, но из–за цены анализов и транспортных расходов будет стоить 2 тысячи. Ну и кому он будет нужен при таких условиях?

Это я плавно "строю мостик" к новому проекту документа, который должен заменить приказ Минздрава №751н. Так, в сегодняшней его версии предполагается, что "сроки годности внутриаптечной заготовки лекарственных препаратов, не вошедших в Приложение 15, определяются согласно ОФС.1.1.0009.18 и не должны превышать 90 суток". Т.е. производственные аптеки обязывают проводить испытания и исследования изготовленных лекарств. Но мы же не лаборатория, это аптека! Как можно относить к нам данные функции?

Приведу пример из ближайшего будущего: вам выписали индивидуальный рецепт на простейшую мазь, не вошедшую в данные приложения. Производственная аптека теперь будет должна изготовить ее в нескольких экземплярах и отправить в аккредитованную лабораторию, дождаться положительного протокола исследования, оплатить их услугу, здесь же не забываем про транспортные расходы… И только после всего этого приступить к коммерческому изготовлению по индивидуальному рецепту.

Представляете, какой будет стоимость такого экстемпорального препарата? А сколько времени уйдет на означенную процедуру? Минимум месяц. А лекарство нужно сегодня!

Значит, проще зайти в "соседнюю дверь" и купить там готовую лекформу с похожим составом за пятьсот рублей и не ждать столько времени. В то же время аптечный препарат стоил бы 100-300 рублей и не имел бы такого количества побочных эффектов.

Еще одна цитата из готовящегося приказа: "…технологическое оборудование должно быть разрешено к использованию в установленном порядке для использования в производстве и (или) изготовлении лекарственных средств". Но подавляющее большинство единиц такой аппаратуры было произведено еще до 1990-х гг.! Так о каком оборудовании идет речь? Какими документами руководствоваться? Кем установлен порядок разрешения применения тех или иных аппаратов в производстве либо изготовлении лекарств?

Представим абстрактную ситуацию — проект документа приняли в данной трактовке. Имеющимся оборудованием пользоваться нельзя, так как нет разрешительной документации. Соответственно, производственная аптека будет вынуждена утилизировать свою старую аппаратуру (платно!) и "готовить кошелек", чтобы потратить энное количество миллионов рублей на закупку нового оборудования, — либо вскоре прекратить свою деятельность.

Приведу расценки для минимального базового оснащения производственной аптеки:

  • система водоподготовки — ±500 т.р.;
  • аквадистиллятор — ±75 т.р. (их нужно не менее двух, итого 150 т.р.);
  • стерилизатор паровой автоматический — ±500 т.р. (стерилизаторов тоже не должно быть меньше двух, значит, расходы по этой статье составят не менее миллиона);
  • сушильный шкаф — ±300 т.р. (шкафов требуется опять же два, т.е. затраты составят от 600 т.р.);
  • рефрактометр — ±120 т.р. (рефрактометров должно быть также не менее двух, сумма расходов — от 240 т.р.);

и прочее по списку…

Выводы следующие.

Для добросовестного исполнения нового приказа производственные аптеки остро нуждаются в грантах и субсидиях:

  • на обновления материальных активов;
  • на промышленные технологии автоматизации рабочих процессов.

Также необходим пересмотр проекта приказа в части смягчения требований к технологическому оборудованию.

А теперь обратим внимание на ст. 56 закона об обращении лексредств: "Не допускается изготовление аптечными организациями… лекарственных препаратов, зарегистрированных в РФ".

Производственные аптеки всегда изготавливали детские и взрослые капли для носа "протаргол", но на сегодня есть регистрация производителя. Значит, теперь мы не можем изготавливать данный препарат. За один календарный год производственная аптека в среднем выпускала 3 тысячи флаконов протаргола, это примерно 450 тыс. руб. выручки, а теперь у нас просто отняли и работу, и доход. Плюс вознаграждение за труд в РПО зачастую сдельное: меньше работы у сотрудника – меньше зарплата… Откуда взять "выпавшие" средства, чтобы сохранить и фармпомощь, и приемлемые условия для персонала?

А если завтра "списками" будут регистрировать лекарственные препараты, "пересекающиеся" с экстемпоральными? О какой поддержке в таких условиях может идти речь?

Сегодня исключительно необходимо внести во вторую часть 56-й статьи названного ФЗ следующие поправки: «…Не допускается изготовление аптечными организациями…лекарственных препаратов, зарегистрированных в РФ, за исключением Приложений к "Правилам изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения...», утв. приказом Министерства здравоохранения РФ"…

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция