Перечислять можно долго... Прошло время. Все, кажется, разобрались в том, что происходит в российском здравоохранении, и начинают подводить итоги — промежуточные, потому что реформе конца не видно.
Еще в 2006 г., на Пироговском съезде врачей, бывший тогда министром здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов сказал, «что все мы надеемся на чудо, на то, что в один прекрасный день у нас появятся деньги, мы будем знать, как их потратить. Это то, что объединяет нас с нашими пациентами, которые рассчитывают на быстрое выздоровление, на то, что одна таблетка в состоянии превратить их в здорового человека. Вот то же происходит, когда люди говорят, что знают рецепт, который поможет улучшить сферу здравоохранения, и он заключается в приеме одной таблетки. Но такой таблетки нет».
В период с 2000 по 2012 г. финансирование российского здравоохранения увеличилось в три раза. Только на программу модернизации было выделено 629 млрд руб., включая 460 млрд на 2011–2012 гг. из средств системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Но, сколько бы ни вкладывалось средств — наша система здравоохранения остается малоэффективной. В рейтинге ВОЗ Россия находится на 130–м месте. Только 35% граждан более–менее удовлетворены качеством медицинских услуг и медицинской помощи. Кстати, самыми удовлетворенными оказались жители Кубы, у них довольны медициной 87%. Неожиданно!
Основные болевые точки нашего здравоохранения были отмечены в докладе «Основные положения стратегии охраны здоровья населения России на период 2013–2020 гг.», подготовленном группой экспертов под началом Комитета гражданских инициатив, возглавляемого Алексеем Леонидовичем Кудриным. Эта работа по оценке реформы, конечно, не единственная, но она вызвала интерес у специалистов. По большому счету, мы сейчас занимаемся «ремонтными работами», по выражению авторов доклада. Не развивая профилактику, успехов медицине не добиться. Россия — самая курящая страна (в России 55% мужчин курят ежедневно, это наибольший показатель среди многих стран).
Потери от табакокурения, алкоголизма и наркомании составляют ежегодно два бюджета здравоохранения. Все эти факторы увеличивают риски смерти в молодом возрасте. Не изменив отношение людей к собственному здоровью, проку от нововведений будет мало.
Мы переоснастили больницы и поликлиники, закупив дорогостоящее оборудование, поставили компьютеры чуть ли не в каждый врачебный кабинет, разместили инфоматы в поликлиниках и создали сайт государственных услуг, чтобы уйти от бумажной работы и дать возможность пациентам экономить время, записываясь на прием к врачу дистанционно. Но при этом нам не хватает, по данным министра здравоохранения РФ Вероники Игоревны Скворцовой, 40 тыс. врачей.
Мы оптимизируем систему здравоохранения, переводя стационарную помощь на амбулаторно–поликлиническую, укрупняя больницы, сокращая ФАП, но при этом зачастую не учитывая интересов жителей небольших поселений, которые вынуждены ехать на прием к врачу за тридевять земель, а подчас не имея и этой возможности.
Мы предоставили доступ широким слоям населения к высокотехнологичной медицинской помощи, к самым современным технологиям, но при этом, в случае срочной необходимости, пациент эту помощь в сию же секунду не получит. Пока человек не напишет заявку и не принесет документы, чтобы это заявление начали рассматривать, помощь ему никто не окажет, даже если она нужна срочно. По данным экспертов, в 2009 г. средний срок ожидания ВМП и у взрослых, и у детей составлял 93 дня, в 2013 г. ожидание сократилось до 21 и 14 дней соответственно. По данным Минздрава России, максимальный срок отмечен при ожидании нейрохирургических операций — до 35 дней.
Мы никак не определимся с моделью финансирования системы здравоохранения. Изначально реформаторы хотели уйти от бюджетной социальной модели к страховой рыночной. Но наша страна уникальна по многим параметрам, в т.ч. и территориальному. Звучат предположения, что бизнесу невыгодно будет работать на большой территории с низкой плотностью населения. Да и во всем мире модели финансирования смешанные.
Конституция РФ гарантирует получение бесплатной медицинской помощи всем гражданам. При этом здравоохранение финансируется из государственного бюджета только на 60%, 40% граждане платят из своего кармана. Например, в Германии и Швеции система здравоохранения финансируется гражданами от 12 до 20%, в США, где никто не обещал бесплатной медпомощи, государство финансирует свою систему на 52%.
У нас в стране работает программа «7 нозологий», которая позволяет получать медикаментозную помощь людям с редкими заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения. Но одновременно и при обычных заболеваниях пациенты недополучают необходимые лекарственные препараты: при диабете обеспечены только 64% пациентов, 12% — при онкологии, 12% — при туберкулезе. Из 145 разработанных в последнее время инновационных молекул, на которых основаны лекарственные препараты, в России используются около 40.
Мы недовольны нашей системой здравоохранения, но в то же самое время безответственно относимся к собственному здоровью. По результатам опроса населения (источник: РМЭС 2012, WHO, 2012), на вопрос, есть ли у вас заболевания сердца, «нет» ответили 82% сограждан, 72% уверены, что у них нет и других хронических заболеваний. При этом смертность от сердечно–сосудистых заболеваний на 100 тыс. населения в России самая высокая (160 тыс. случаев по данным на 2010 г.).
Система здравоохранения ориентирована, прежде всего, на детей и работающих граждан, но в действительности основной контингент системы сегодня — это люди старшего возраста. Вопрос активного долголетия требует своего решения.
Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Владимирович Саверский также говорит о неравенстве прав российских пациентов в регионах нашей страны из–за различных территориальных программ госгарантий.
Так что оценить реформы, происходящие в системе здравоохранения, объективно очень сложно. Для чиновника результат преобразований — это количество закупленного оборудования и эффективность его использования; для эксперта — оценка возможностей системы здравоохранения, например, кто и на каких условиях может получить ту или иную медицинскую помощь; для министра — достижение поставленных целей и задач; для москвича – без проблем записаться на прием в поликлинику, что за углом; а для сельского жителя — просто получить медицинскую помощь.