22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

С февраля наблюдается небольшое снижение цен на ЖНВЛП

В целях обеспечения экономической доступности лекарств c 2009 г. используется механизм регулирования цен на лекарственные препараты из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), который ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

Фисенко Виктор Сергеевич
Начальник управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 №323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" на ведомство возложена функция мониторинга цен и ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях. Иными полномочиями в сфере государственного регулирования цен Росздравнадзор не наделен.

Порядок проведения мониторинга определен приказом Минздравсоцразвития России от 27.05.09 №277н. Внесение информации в рамках мониторинга осуществляют более 8 тыс. респондентов, в т.ч. более 6 тыс. фармацевтических организаций, предоставляющих данные по амбулаторному сегменту, и более 2,1 тыс. медицинских организаций (по состоянию на июнь 2017 г.).

В 2016 г. повышение уровня розничных цен на ЖНВЛП в амбулаторном сегменте составило 1,4%, в т.ч. цены на препараты отечественного производства из перечня ЖНВЛП повысились на 3,3%. На ЖНВЛП зарубежного производства цены повысились на 0,1%.

Уровень цен на ЖНВЛП амбулаторного сегмента стоимостью до 50 руб. в 2016 г. повысился на 1,6%. Цены на ЖНВЛП амбулаторного сегмента стоимостью от 50 до 500 руб. повысились на 1,3%. На ЖНВЛП амбулаторного сегмента стоимостью свыше 500 руб. цены повысились на 0,9%.

Динамика розничных цен на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП, в 2016 г. составила 7,4%, в т.ч. по ценовым категориям + 18,6%, + 8,6% и + 4,3% соответственно.

За 6 месяцев текущего года в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка наблюдается снижение уровня розничных цен на ЖНВЛП на 0,5% (при этом цены на ЖНВЛП отечественного производства снизились на 0,9%; на ЖНВЛП зарубежного производства цены снизились на 0,1%). Снижение розничных цен на ЖНВЛП наблюдается с февраля 2017 г. и в июне составило 0,4%.

Снижение цен на ЖНВЛП амбулаторного сегмента составило 0,9% на препараты стоимостью до 50 руб., 0,4% — на ЖНВЛП стоимостью от 50 до 500 руб. и 0,1% — на препараты стоимостью свыше 500 руб.

Розничные цены на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП (по состоянию на 3 июля 2017 г.), повысились на 7,6%, в т.ч. по ценовым категориям на 1,8%, 7,9% и 7,9% соответственно.

По данным мониторинга цен и ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в стационарных лечебно–профилактических и аптечных учреждениях, проводимого в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 27.05.09 №277н, заметных изменений количества наименований ЖНВЛП в ценовой категории до 50 руб., представленных в мониторинге, как в амбулаторном, так и в госпитальном сегменте, в динамике по месяцам в 2016–2017 гг. не наблюдается.

В данном ценовом сегменте импортные ЖНВЛП имеют аналоги отечественного производства. Необходимо отметить, что информация в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27.05.09 №277н предоставляется аптечными организациями, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами, и медицинскими организациями, осуществляющими их закупку, преимущественно в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий, и не включает сегмент централизованных закупок Минздрава России, а также лекарственных препаратов для государственных нужд, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

По данным уполномоченных органов государственной власти регионов, в 2016 г. было проведено 2713 контрольных мероприятий (запланировано 2551).

По итогам контрольных мероприятий было выявлено 56 случаев превышения зарегистрированной предельной отпускной цены производителя ЖНВЛП и 240 случаев превышения предельных размеров оптовых и розничных надбавок.

Специализированные
мероприятия