Совершенно очевидно, что цена на лекарства вырастет
Исходя из текущей степени готовности инфраструктуры с 1 января 2020 г., конечно, система маркировки заработать не сможет. По крайней мере, в полноценном объеме.
Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
И дело здесь даже не только в аптеках, они, если потребуется, «возьмут под козырек» и получат электронные ключи, поставят сканеры и т.д. Конечно, будет сложно — это серьезные для масштаба аптечного бизнеса затраты, и, конечно, проблемы возникнут, прежде всего, у небольших несетевых аптек.
Но основная проблематика будет связана с другими участниками рынка. А это и крупные импортеры, медицинские учреждения разного профиля, ФАПы и т.п. Огромное количество структур, многие из которых сейчас имеют весьма отдаленное понятие о том, что нужно сделать, чтобы стать участником системы.
У системы есть масса и других белых пятен. Скажем, проблема возврата некачественного препарата или просто продукта, у которого поврежден "дата–матрикс" код. Или проблема реализации лекарственных средств, которые физически привезли в аптеку, но в системе они еще не отобразились, т.к. это требует времени.
Основная трудность в том, что система внедряется сверху и в очень сжатые сроки, без оглядки на те сложности, которые возникают при ее реальной работе. У идеологов есть надежда, что "само рассосется", что шероховатости по мере поступления будут устраняться. Но проблема в том, что лекарства — это товар социально значимый, и любые перебои здесь будут иметь вполне очевидные негативные социальные последствия.
К тому же любые сбои в работе системы — это прямые финансовые потери участников фармацевтического рынка, в некоторых случаях — вплоть до закрытия отдельных организаций. Все, что сейчас не протестировано и не предусмотрено, выльется в потери. Но почему-то ответственность за них несут не идеологи и операторы системы, а рядовые участники рынка, которые свою позицию донести до регуляторов попросту не могут.
Совершенно очевидно, что и цена на лекарственные препараты вырастет. Во–первых, сам код не бесплатный — значит, каждая проданная упаковка будет стоить на 50 коп. дороже. Во–вторых, и это главное, затраты на оборудование для внедрения системы на всех этапах движения лекарства (от производителя до аптеки) составляют сумму в интервале от 30 до 50 млрд руб. Это порядка 2–3,5% от общего объема российского фармацевтического рынка.
С учетом других расходных статей (ЭЦП, обучение сотрудников и т.д.) цены могут вырасти на 4–5%. С одной стороны — вроде как не критично. Но этот процесс будет накладываться на процедуру перерегистрации цен на ЖНВЛП. В рамках реестра цифры будут снижаться, но за этим последует компенсационный рост цен на препараты вне перечня. А ведь уже сейчас ценники растут, даже без влияния этих факторов, на вполне заметные величины. Например, инфляция на лекарственные препараты за январь — апрель 2019 г. составила 5,8%.
Размер затрат на внедрение системы в целом нельзя считать критичным — для участников лекарственного обращения. Тем более, что надо понимать, — эти затраты все равно будут включены в наценку и компенсированы — за счет покупателя–пациента. Сейчас вопрос лишь в том, что ряд процессов в рамках работы системы будет приводить к излишним затратам, а порядок действия в отдельных ситуациях вообще до конца не понятен.
Нужно полностью проработать все вопросы движения продукции — как в прямом, так и в обратном направлении. Отработать алгоритмы действия во всех возможных ситуациях (повреждение кода, выявление брака, зависание системы и т.д.). Все эти вопросы можно решить только в рамках нормального пилотного проекта, с вовлечением большого количества участников разного типа.
Сейчас, если верить сайту "Честный ЗНАК", промаркировано 21,3 млн упаковок лекарственных препаратов, при том что ежегодно на рынке обращается 6,3–6,5 млрд. Сомневаюсь, что на 0,3% продукции можно сделать какие-то полноценные выводы о работоспособности системы и протестировать все возникающие вопросы.
Что ожидает аптеки, если для работающих с маркировкой учреждений будет запрещен ЕНВД? Аптекам придется переходить на другие формы налогообложения. В ряде случаев это действительно может качественно ухудшить финансовое состояние организации, и аптечное учреждение будет вынуждено закрыться. Пока сложно прогнозировать, скольких аптечных организаций такое коснется.