23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Специалист, "выращенный с пеленок", — более заинтересован

Наша аптечная сеть работает на фармрынке уже 20 лет — это 140 аптечных учреждений в 11 регионах Центрального ФО (в основном Брянская обл. — доля присутствия 100 аптек), более 900 человек персонала.

Игнатюк Наталия
Генеральный директор аптечной сети "МЭТР"

Мои сотрудники — это ценные кадры! Лично я в сети работаю с 2003 г. Когда пришла работать юристом 13 лет тому назад, аптечная сеть насчитывала 8 аптек и 50 человек персонала. Не было даже отдела кадров. В течение нескольких лет все вопросы персонала (подбор, юридическое оформление трудовых отношений, защита всех профессиональных интересов, сопровождение студентов по ученическому договору) были на мне.

Даже в те далекие времена к фармацевтическому персоналу мы относились трепетно, уважали, ценили, поддерживали в каждой мелочи. На предприятии действовала система социальных поощрений: оплата найма жилья, оплата повышения квалификации. С годами росла сеть, вырастали требования и спрос с фармацевтов, но и шкала льгот и поощрений также динамично росла. В определенное время на нашем предприятии действовала доплата за выслугу лет: если специалист проработал в компании более 3 лет, он получал доплату к окладу в размере 10%. Каждые три года прибавляли 5%. Благодаря этим мерам компания вырастила свой костяк кадров, сохранила многих специалистов.

В 2005–2010 гг. напряжение в подборе, даже правильнее сказать, "отборе от конкурента" ценного специалиста достигло своего апогея! Каждый фармацевт был на вес золота. Фармацевтический колледж не справлялся с растущей тенденцией развивающегося рынка фармацевтической розницы. И так было по всей центральной России. Времена меняются, кадры теперь готовят в т.ч. медицинские училища. И появилась новая проблема: специалист приходит настолько "сырой" по знаниям, но с завышенной самооценкой — "все равно уеду в Москву на 50 тысяч, не меньше!".

В связи с этим хочу обозначить, что самое главное — мы стараемся формировать персонал каждой аптеки в процентном соотношении: 80% — "старые" кадры и 20% — молодые. И вот здесь готова вам ответить на вопрос о молодых кадрах, студентах. Конечно, берем студентов на работу! У нас налажены многолетние отношения с колледжами — медицинским и фармацевтическим. Ежегодно менеджер по персоналу аптечной сети посещает третьи и четвертые курсы учебных заведений, проводит беседу со студентами, заинтересовывает их, разъясняет "секреты" выбранной ими специальности, приглашает активных студентов на практику в аптеки, а затем и на работу.

Осознаем, что наше предприятие стало огромным в Брянской обл. И если не мы, то кто поможет молодому специалисту найти себя, разобраться в тонкостях профессии, реализовать свой талант? Студентов мы берем на работу во время прохождения ими практики. Оформляем это как практику. Соответственно, работу организовываем без материальной ответственности и допуска к работе с кассой. Практикант полностью осваивает все процессы: прием товара, его разбор, отслеживание сроков и мест хранения, отпуск товара, замену препарата аналогом, работу с покупателем в едином стандарте обслуживания, который действует в нашей компании: как правильно провести продажу, допродажу, как оставить клиента довольным. Студент получает все эти знания, навыки и умения.

Практикант полностью работает смену (примерно 7 час. 20 мин.), чтобы понимать важность и трудность работы, учиться решать конфликтные ситуации, знакомиться с фармпорядком.

После такой интенсивной практики студенты обычно принимают решение прийти работать в нашу аптечную сеть. В течение месяца проходит стажировка, а затем они самостоятельно работают с полной материальной ответственностью. Считаю важным отметить, что такие работники, "выращенные с пеленок", более преданны организации, более заинтересованы в карьерном росте, более инициативны и ответственны. Поэтому считаю, что работа со студентами важна, ответственна, отнимает силы и средства, но приносит хорошие результаты!

В продолжение темы хотела бы отметить, что затем многие специалисты поступают в вузы и продолжают обучение без отрыва от работы. Компания предоставляет отпуск для сессии, относится с пониманием. Нам важно через три–четыре года получить специалиста с высшим образованием. За это время сотрудник вырастает, получает огромный опыт и с радостью берет на себя ответственность — либо занять место заведующей аптечным учреждением, либо прийти работать в команду офисных менеджеров. Самое главное отличие высшего образования от среднего — это получение знания экономики, умений и навыков налаживания бизнес–процессов на предприятии.

Нужно осознать, что специалист с высшим образованием — это сотрудник инициативный, ответственный, умеющий анализировать, делать правильные выводы, выявить ошибки в организованном процессе и найти возможности их устранения. К сожалению, часто специалист просто получает диплом и не осознает, как приложить знания и умения на практике. Продавать и обслуживать клиента он уже умеет, а что можно делать еще, вузы не учат. Масса знаний просто хранится в учебниках, которые студент не успевает зачастую даже прочитать, т.к. практически все получают высшее образование заочно.

Вот теперь и стоит сказать о том обучении, которое налажено в нашей компании. Огромное спасибо производителям, которые проводят различные фармкружки. На таких обучающих семинарах первостольник обычно получает знания не только о препаратах, но и о возможностях их продаж, допродаж, о возможностях нарастить прибыль аптеки. В нашей компании имеется учебный центр. Обучение проходит каждый специалист — и за время работы не один раз. Вначале проводится лекция на определенную тему, затем обыгрываются ситуации, разбираются конфликтные вопросы, разбор ошибок. После этого обычно — мастер-класс по продажам от специалистов.

"Фишкой" нашего обучающего центра является то, что каждая ситуация записывается на камеру и затем сотрудник видит себя со стороны. Практически все видят свои ошибки и после такого обучения говорят: "Меняется сознание". Многие приходят на работу и просто отпускают товар. А после обучения специалисты начинают смотреть на свою работу как на игру. Ведь в детстве мы играли в магазин и, заметьте, продавали друг другу за листики подорожника — вымышленные денежки, и камешки (вымышленные пирожки), и травку (вымышленные макароны), и песок (вымышленный сахар). А здесь, в аптеке, хороший качественный товар, настоящий покупатель" и, главное, реальные деньги! Весело, играючи, выясни потребность и продай ее покупателю! Лично я вижу, как многие сотрудники после обучения понимают, что работа — это важное ответственное дело, ведь продаем не лекарство, а здоровье!

Специализированные
мероприятия