Спрос на лекарства всегда определяет Ее Величество Цена
Игнатьева Нелли
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей
И это можно отнести к шутке только отчасти.
Но, комментируя тему самолечения, я выделю несколько определяющих моментов:
- Всемирной организацией здравоохранения концепция самолечения определена как ответственное самолечение и закрепляет ответственность за результаты лечения за самим пациентом;
- на рынке есть три инструмента: спрос, цена, предложение, которые управляют друг другом;
- платежеспособность снижается, это факт, но не от кризиса! Кризис скорее в головах, но не в экономике;
- лекарственные препараты выписываются по МНН, что уже определяет выбор пациентом действующего вещества по цене и по производителю.
Самолечение опасно! Последствия непредсказуемы! Любое лекарство (действующее вещество) должен назначать врач, а пациент выбирает это действующее вещество уже в обличии торгового наименования. Спрос на лекарственные препараты, увы, всегда определяет цена. За последние 10 лет у нас намечались ориентиры на потребление более высоких по цене лекарственных препаратов к 2008 г., но общая ситуация в экономике все поставила на круги своя: выбор более низких, более доступных цен.
И подкрепим картину цифрами: более 70% денежных средств из общих затрат на лекарства наше население тратит на иностранные препараты от общих затрат, а вот в самих упаковках мы больше приобретаем лекарств, произведенных в России. И объяснение более высокого спроса на лекарства локального производства только одно: их большая ценовая доступность, т.е. Ее Величество Цена.
Список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов уже на 70% представлен препаратами локального производства, и согласно целям государственной программы к 2018 г. эта цифра увеличится до 90%. Локализация иностранных производственных площадок закрепит величину предложения более доступных цен.
Прогнозировать, как изменится спрос на аптечный ассортимент в ситуации снижения платежеспособности населения, — дело крайне неблагодарное. В аптеках, по данным аналитических компаний, снизился спрос на зубную пасту. С одной стороны, сложно было предугадать снижение спроса на зубную пасту, но с другой, это очевидно, весь аптечный спрос на зубную пасту перешел в продовольственный ритейл, в котором цена на зубную пасту ниже.
Увеличится ли процент самолечения? Скорее есть риск того, что возрастет популярность нетрадиционной медицины и "условно народных средств". Это печально.
Как изменится спрос? Спрос по ценовому критерию сохранит свой ориентир на более низкие цены, и наш пациент сегодня еще более детально сравнивает цены по всем позициям в аптеках. Случайной покупки быть уже не может.