Стать площадкой для откровенного разговора
Об этом на пресс–конференции, посвященной старту 17–й церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса профессионалов фармацевтической отрасли, заявил Олег Фельдман.
"Мы находимся в такой точке, когда надо существенно повысить градус откровенного разговора о том, происходит в фарминдустрии во всех ее аспектах, не просто транслировать цифры, а покопаться в них. И, может быть, функция "Платиновой унции" и в том, чтобы создавалась площадка не для пассивного, а откровенного разговора", — сказал О.П. Фельдман, управляющий директор Ipsos Healthcare, обращаясь и к представителям Оргкомитета конкурса, и к журналистам, пишущим о фармрынке.
А "покопаться" есть в чем. Эксперт напомнил, что сегмент российского фармрынка, который контролируется государством, находится, по его выражению, "в самом большом дауне, а коммерческий сегмент, где можно это все компенсировать, в зоне самого высокого регуляторного давления". Он упомянул и о других особенностях отрасли: сегодня в России стоимость вывода лекарственного препарата на рынок самая высокая по сравнению с другими странами мира. Сократить расходы помогло бы активное использование digital–каналов, но наш рынок, как и вся страна, консервативен в этом вопросе, а ведь тот, кто лидирует на рынке, должен вовлекаться в иную систему коммуникаций.
Эксперты представили также информацию о состоянии фармрынка и свои прогнозы относительно его развития. Николай Демидов, генеральный менеджер компании QuintilesIMS Russia&CIS, рассказал о текущих трендах и условиях, в которых развивается рынок. По–прежнему сохраняется негативный макроэкономический фон, реальные доходы населения снижаются, а товары дорожают. Снижение продаж и потребления наблюдается в госпитальном сегменте. Инфляция на безрецептурные препараты более высокая, чем на рецептурные. Только в III квартале 2016 г. аналитики заметили разворот к двухзначному росту в рознице (+10%). По прогнозам Н. Демидова, рост рынка в следующем году составит 6,3%.
Сергей Шуляк, генеральный директор DSM Group, в своем прогнозе не был оптимистичным, заявив, что не видит факторов, которые будут благотворно влиять на рынок и позволят ему расти в двухзначных показателях (в рублях рынок вырастет не более 7% ). Он отметил, что на фоне тяжелой ситуации в розничной торговле в целом фармрынок должен довольствоваться тем, что есть. "Те показали, которые он демонстрирует, великолепны по сравнению с тем, что происходит в сфере потребления в России", — сказал С.А. Шуляк. Он добавил, что наш рынок в следующем году будет восприниматься негативно с точки зрения инвестиционной привлекательности. При этом, пояснил эксперт, никаких критических тенденций в потреблении в упаковках нет (более 5 млрд упаковок на рынке). "На здоровье хоть и стараются экономить, но умирать никому неохота. Потребитель кошельком голосует за более дешевые препараты. Каждая копейка на счету. Аптечные сети стараются сегодня выживать не за счет маржинальности продаж ЛС, а за счет денег, которые они зарабатывают на маркетинговых контрактах с производителями", — отметил С.А. Шуляк. Он также затронул тему ЖНВЛП.
Сейчас отрасль волнуют вопросы, будет ли пополнен список новыми МНН, будут ли и дальше контролироваться цены на препараты из списка? Идея отпустить регулирование цен до 50 рублей была отвергнута правительством. Глава DSM Group назвал ситуацию с ЖНВЛП палкой о двух концах: государство пытается, чтобы один конец не ударил по голове населения, которое против, чтобы цены на лекарства отпускали, при этом другой конец, бюджетный, может попросту треснуть.
Анна Ермолаева, генеральный директор компании "Альфарм", среди тенденций 2016 года, которые продолжатся и в 2017 году, отметила консолидацию дистрибуторского сегмента (сокращение количества поставщиков уже составило 10%), сокращение доли импортных препаратов в структуре отгрузок (в т.ч. в рамках программы "Импортозамещение"), сокращение объемов финансирования сегмента федеральной льготы (ВЗН).
На фоне сказанного Юрий Крестинский, председатель Организационного комитета конкурса "Платиновая унция", объявил о старте Премии. "Наша методология определения победителей практически полностью соответствует методологии, применяемой американской киноакадемией при определении победителей премии "Оскар", — подчеркнул он. Ю.А. Крестинский напомнил, что первый этап конкурса, а именно подача заявок и голосование Экспертного совета пройдут с 1 декабря 2016 по 10 февраля 2017 г., второй этап — с 21 февраля по 31 марта следующего года, а финальные итоги конкурса будут подведены на торжественной церемонии 20 апреля 2017 г.