Степень "саморегулирования" определяет государство
История саморегулирования в фармации только начинается. И то, к чему мы с вами придем, трудно спрогнозировать любому эксперту.
Миронов Александр
Генеральный директор ООО "Аптека Фарма" (г. Рязань)
Ведь предсказать что-либо, связанное с государственным регулированием, очень сложно. Даже в ближайшей перспективе — на год или два.
Саморегулируемые организации позиционируют себя именно так, как говорится в их названии. Но степень их влияния на отрасль будет регулироваться государством в плане предоставляемых полномочий и степени соблюдения данных законом прав в последующем.
Ведь что получается: проверкам со стороны госорганов в течение года могут подвергаться только 10% участников саморегулируемой организации, но попробуйте расскажите об этом сотрудникам прокуратуры на местах. Уверяю, на текущий момент они будут очень удивлены каким-то ограничениям со стороны непонятных СРО.
То, что в последнее время были созданы одна за другой две саморегулируемых организации, для меня как для члена маркетинговой ассоциации (АСНА) стало логичным шагом. Ведь просьбы о юридической поддержке, о высказывании позиции малых и средних сетей на законотворческом уровне, на уровне правительства, высказывались еще с 2014 г.
Чего я ожидаю от саморегулирования?
Во-первых, юридической поддержки с точки зрения разъяснения новых законодательных инициатив. Порой формулировки настолько туманны, что трактовать их можно совершенно по–разному. Даже некоторые условия лицензирования новых аптек, различно трактуемые в различных регионах, говорят об этом.
Во-вторых, защиты от бесконечной череды проверок как плановых, так и внеплановых. Или принятия контроля в какой-то цивилизованной форме. У нас в Рязани, к счастью, как на подбор, собрались нормальные проверяющие, — преследующие, в первую очередь, безопасность граждан. Хотя порой бывают и перегибы.
Но как послушаешь, что позволяют себе господа проверяющие в других регионах, — диву даешься.
Слишком много неточностей в законодательстве, которые можно интерпретировать как угодно. Вот пример — при проверке Роспотребнадзора у вас могут спросить полный перечень позиций в продаже с указанием розничных цен, выставленный для покупателя. Прейскурант вроде как...
А то, что аптека — не пирожковая, где в ассортименте 10 видов пирожков, никого не волнует. Как и то, что цены в аптеке меняются ежедневно, в связи с таким же изменением их у дистрибуторов, связанным как с колебаниями курса, так и с динамическим ценообразованием по отношению к клиентам.
Представляете, как это выполнять? То есть каждый день печатать книгу толщиной несколько сот страниц, с наименованиями и актуальными ценами... А если не напечатаем, а цена поменяется, уже новое нарушение — введение потребителя в заблуждение. Причем одни проверяющие принимают возможность спросить у первостольника и, когда он просканирует искомый препарат, увидеть цену на табло для покупателя, а другие говорят — нет, печатайте.
Абсурд? Да, но штраф получен.
Мы очень хотим, чтобы позицию аптеки услышало государство. Саморегулирование будет своеобразным рупором для фармации.
Почему именно СРО? С моей точки зрения, саморегулируемые организации являются более понятной для общества платформой. Я бы даже сказал — более легитимной. Лежащей в правовом поле, более ответственной структурой. Вроде бы и требования к созданию более жесткие... А профессиональных ассоциаций — как травинок в поле.