Главная // Тема

Тотальная маркировка создает ложные ориентиры для пациента

Хотел бы сразу оговориться — я не являюсь противником маркировки.

Кухаренко Андрей
Эксперт ВОЗ (сертифицированный) в области холодовой цепи и надлежащей практики дистрибуции лекарственных средств, к.э.н.

Считаю введение маркировки для препаратов по программам "Семь нозологий" и ДЛО оправданным и правильным. Государство должно пресекать манипуляции с данными категориями лекарств, в т.ч. их повторные продажи.

Однако, на мой взгляд, проект "тотальной" маркировки:

  • во–первых, не соответствует заявляемым целям;
  • во–вторых, содержит множество неучтенных рисков;
  • в–третьих, создает ложные ориентиры для покупателей.

А в остальном — нормальная для наших дней инициатива Минпромторга. К сожалению, в последнее время уважаемое министерство просто фонтанирует противоречивыми "инициативами", создающими на практике препятствия развитию промышленности и торговли.

Что касается влияния на субъектов обращения лекарственных средств, то наибольшим и существенным будет, несомненно, удорожание медикаментов. Когда производители препаратов говорят, что это удорожание будет несущественным, — они лукавят, потому как рассматривают только стоимость препаратов при выходе со своего производства.

Никто ведь не учитывает, что каждый участник движения лекарственных средств к пациенту понесет сопоставимые с производителем расходы на оборудование, программное обеспечение, учет, обучение персонала и пр. Это понимают абсолютно все!

Заявления экспертов компаний-производителей о том, что удорожание лекарства за счет маркировки составит "незначительные суммы", либо "никак не отразится на стоимости", также не соответствуют действительности. Было бы смешно, "когда бы не было так грустно" читать заявления экспертов предприятия-производителя онкопрепаратов с минимальной стоимостью 50 тыс. руб. в рознице. Хотелось бы напомнить данным экспертам, чтобы они не забывали добавлять оговорку "в рамках своего предприятия", а не вещали за всю индустрию в целом.

В настоящий момент производители отчитываются об успешном нанесении маркировки на свои препараты. Но не следует забывать, что это лишь малая часть всей системы.

Маркировка в дистрибуции препаратов не апробирована. Риски возвратов товаров не учтены — нет процедуры работы с возвратами, нет и методик оценки подлинности в случае «нечитаемой» маркировки. Под термином «нечитаемая» подразумевается не только реальный дефект, но и отсутствие у получателя технических средств, связи — например, если в аптеке перебои с доступом в Интернет, отсутствие программного обеспечения, обученного персонала и просто предубеждения и страхи получателей из разряда "нам показалось, что это фальсификат".

Внедрение дополнительной криптозащиты — это дополнительная защита для защиты. Принципиально не изменит ситуацию, но заплатить за такую "защиту" все равно придется. Кроме того, криптозащита создаст проблемы для зарубежных поставщиков и российских производителей, поставляющих лекарства на экспорт.

Криптозащиту планируют добавить, чтобы возможно было офлайн проверить ЭЦП кода упаковки и убедиться в его легальности, после чего лекарство можно будет продавать и без Интернета. Но ведь в этом случае достаточно скопировать код одной подлинной упаковки и запустить в продажу ее копии. И тогда подделки успешно пройдут проверку и попадут в обращение.

Чем маркировка поможет пациенту? Хороший вопрос. Недобросовестный аптекарь не продаст фальсификат? Но «паленую водку», увы, продают и из-под прилавка. Лекарства станут лучше? А с чего бы им становиться лучше? Но однозначно будет главный эффект — эффект плацебо. Чем уверенней пациент в качестве и аутентичности лекарственных средств, тем лучше лечение. Психологический аспект маркировки не может быть недооценен.

Ну и, конечно, маркировка поможет пациенту избавиться от "лишних" денег. Только вот эффект плацебо не очень долговечен, и после того как пациент поймет, что данный препарат ему «не помогает», он обязательно сообщит о нарушении в компетентные органы.

Процедура отправки сообщения довольно проста и встроена в приложение для проверки кодов. Объяснять пациенту понятие резистентности, отличие антибиотиков от противовирусных препаратов и т.п. должны будут врачи, а фармацевты должны будут отвечать на вопросы следователей...

Беда маркировки в том, что, по сути, она подменяет все другие системы защиты лекарственных средств в понимании покупателя–пациента. Медиа старательно культивируют полезность и исключительность именно этого типа идентификации. Доказать обратное будет практически невозможно. После вступления в силу требований миллионы упаковок лекарств из старых запасов, с нормальными сроками годности потекут нескончаемым ручьем на утилизацию. Во всяком случае пока законодателями этот момент не учтен, а зря…

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X