Уровень концентрации сетевой фармрозницы в ТОП–15
Подводя итоги 2016 г. для российской фармрозницы очень сложно подобрать какой–то однозначный эпитет. Несмотря на глубоко пессимистичное начало и весьма умеренный оптимизм весенне–летнего сезона, последние месяцы прошлого года темпами восстановления натурального спроса удивили даже матерых аналитиков. Развитие рынка в начале 2017 г. пока тоже вполне оптимистичное, так что, если общеэкономическая ситуация не будет ухудшаться, мы вполне можем констатировать завершение кризиса и вступление отрасли в фазу количественного роста.
В отношении качественного развития отрасли тоже есть, что отметить. Помимо уже ставших привычными тенденций к консолидации, которые, кстати, активно продолжались и в 4–м квартале 2016 г., российский фармритейл стал свидетелем, а отчасти и участником целого ряда процессов, связанных с эволюцией интересов неспециализированной розницы к фармацевтическому рынку. Интересы эти, стартовавшие несколько лет назад бурной дискуссией о необходимости разрешения продажи ЛП вне аптечных учреждений, к настоящему времени существенно трансформировались. Сейчас можно наблюдать примеры куда более глубокого партнерства FMCG–ритейла с фармрозницей и даже попытки самостоятельной игры отдельных его представителей на фармрынке.
Характерно, что интересы неспециализированной розницы отграничены отнюдь не только off-line форматом, на протяжении прошлого года мы видели не один пример стремления представителей интернет–бизнеса расширить свою продуктовую матрицу за счет ЛП и парафармацевтики. Здесь правда пока так и не удаётся прийти к единому знаменателю в отношении возможностей on–line торговли ЛП — документ, подготовленный в конце прошлого года, до сих пор не вступил в силу. Очевидно, что данная тема будет одним из ключевых трендов развития фармритейла в текущем году.
Табл. ТОП аптечных сетей по доле на розничном–коммерческом рынке ЛП России
по итогам 2016 г.
№
|
Аптечная сеть
|
Расположение центрального офиса
|
Количество точек на 01.01.2017
|
Доля на рынке по итогам 2016 г., %
|
ЛП
|
не ЛП
|
рынок в целом, без ЛЛО
|
|
Классические аптечные сети
|
|
|
|
|
|
1
|
АСНА1
|
Москва
|
4 215
|
7,5
|
6,2
|
7,2
|
2
|
Аптечная сеть 36,6
|
Москва
|
1 782
|
4,5
|
3,9
|
4,4
|
3
|
Ригла2
|
Москва
|
1 756
|
4,3
|
4,7
|
4,4
|
4
|
Имплозия2
|
Самара
|
2 058
|
2,7
|
3,6
|
2,9
|
5
|
Планета Здоровья
|
Пермь
|
1 106
|
2,5
|
1,7
|
2,3
|
6
|
Доктор Столетов (включая Озерки)
|
Москва
|
346
|
2,4
|
2,1
|
2,3
|
7
|
Радуга (включая Первую Помощь)2
|
С.-Петербург
|
1 185
|
2,2
|
2,4
|
2,3
|
8
|
Нео-Фарм
|
Москва
|
315
|
1,7
|
1,0
|
1,6
|
9
|
Фармаимпекс2
|
Ижевск
|
598
|
1,7
|
1,8
|
1,7
|
10
|
Фармакопейка - Твой Доктор
|
Москва
|
872
|
1,6
|
1,2
|
1,5
|
11
|
Фармленд
|
Уфа
|
715
|
1,4
|
1,5
|
1,5
|
12
|
Мелодия здоровья
|
Новосибирск
|
912
|
1,1
|
1,2
|
1,1
|
13
|
Максавит (включая 36,7С)
|
Н.Новгород
|
287
|
1,1
|
0,5
|
0,9
|
14
|
Вита
|
Самара
|
690
|
1,1
|
1,6
|
1,2
|
15
|
Самсон-Фарма
|
Москва
|
66
|
1,0
|
1,3
|
1,1
|
|
Аптечные ассоциации3
|
|
|
|
|
|
1
|
Фармацевтическое партнерство
|
Москва
|
3 630
|
6,3
|
5,1
|
6,1
|
2
|
МФО
|
С.-Петербург
|
952
|
1,2
|
1,5
|
1,2
|
3
|
ВЕСНА
|
С.-Петербург
|
623
|
0,9
|
1,3
|
1,0
|
4
|
ПроАптека
|
Москва
|
506
|
0,7
|
0,4
|
0,7
|
5
|
Аптека.ру
|
Новосибирск
|
13 308
|
0,4
|
1,0
|
0,5
|
6
|
Парнас
|
Москва
|
234
|
0,4
|
0,5
|
0,4
|
1 — АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа. 2 — экспертная оценка. 3 — позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек
|
Источник: RNC Pharma
|
---------
Аналитическая компания RNC PharmaÒ представляет рейтинг аптечных сетей России по итогам 2016 г.