21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

В 2012 году фармрынок ждут не перемены, а подготовка

С нашей точки зрения, в фармотрасли достаточно высока степень инерции. Большинство законодательных актов – среди тех, которые не являются запретительными – не дают мгновенного результата. «Убрать» препарат с рынка действительно можно в кратчайшие сроки, но большинство решений законодателя носит регулирующий, а не запретительный характер. Поэтому нам кажется, что ни вступление России в ВТО, ни произошедшие в 2011 г. изменения в законодательстве, ни ожидаемое в ближайшем будущем истечение срока действия патентов на ряд препаратов в 2012 г. не окажут заметного влияния на развитие рынка. Что же окажет на него влияние?

Глушков Иван Анатольевич
Заместитель генерального директора STADA CIS

Фармрынок движим двумя силами – деньгами государства и деньгами пациентов. Госбюджет на текущий год уже известен. Большого количества «сюрпризов» он не содержит. Что означает: если у населения будут деньги на покупку лекарств – фармрынок будет развиваться. Если платежеспособность граждан по тем или иным причинам упадет – это почувствуют все потребительские рынки, в т.ч. и фармацевтический. Скорее всего, он будет «задет» последним. Лекарственные препараты – то, от чего человек откажется в последнюю очередь (т.е. они обладают очень низкой эластичностью спроса).

Спровоцировать подобное может гипотетическая «вторая волна» кризиса. Где он произойдет – в Евросоюзе или США – значения не имеет. Но если такое действительно случится, падающий доллар или евро «зацепит» цену на нефть, на которой построена вся экономика России. Это приведет к скачку обменного курса, а вместе с ним прыгнут и цены на лекарства. Как результат – падение платежеспособного спроса. Но стоит отметить, что разговоры про «вторую волну» кризиса ведутся второй год подряд... Мы все же не макроэкономисты, чтобы оценивать возможные перспективы в мире в целом. Нам ближе идея, что речь должна идти не о «второй волне» кризиса, а о периоде постоянной турбулентности в экономике. Последняя постепенно становится менее стабильной, изменения происходят быстрее и чаще – но это не кризис, а просто большая частота флуктуаций в экономических системах и подсистемах.

Стоит ли ожидать резкого повышения цен на ЛС? Сама по себе цена «подскочить» не может – есть две основные причины для роста цен:

  • резкий скачок спроса на товар при недостатке предложения (вероятность чего очень невелика);
  • девальвация национальной валюты. Большая часть операций на фармрынке номинирована не в рублях, что и приведет к скачку цен. Но в данном случае фармацевтический рынок – заложник общей ситуации в стране. Если события будут развиваться по негативному сценарию, такой же скачок цен произойдет на всех остальных рынках. Лекарства и товары медицинского назначения в чем-то более защищены: многие цены зафиксированы законом – и по этой причине не могут быть изменены.

Что касается прогноза развития... На 2012 г. он умеренно благоприятен. Год обещает быть успешным, фармрынок будет расти чуть выше инфляции в силу увеличения спроса на высококачественные эффективные препараты нового поколения. (При текущем положении в стране постепенно идет рост доходов населения – особенно с учетом средств, влитых в экономику в период выборов.) Поэтому основная задача STADA на текущий год – обновление продуктового портфеля. Сейчас большое количество наших препаратов (немногим более 40) находится в стадии разработки. В течение 2012 г. (или в начале 2013 г.) мы уже рассчитываем предложить их рынку.

Скорее всего, фармотрасль ожидают серьезные изменения. Но они вряд ли произойдут в нынешнем году. Этой весной в связи с предстоящими выборами должно быть переназначено правительство – а значит, до вступления в должность нового кабинета решительных шагов в отношении фармотрасли сделано не будет. Это коснется и разработки системы лекарственного страхования, вступления которой в действие ожидает большинство представителей фармпрома. Суть ее в том, что часть стоимости препарата фармкомпании выплачивает государство, т.е. пациент несет меньшие расходы. Поэтому другое название данной модели функционирования фармотрасли – «система соплатежей государства и гражданина за лекарственные средства». С нашей точки зрения, без нее фармрынок не имеет больших перспектив (а пациенты – возможности доступа к новейшим и наиболее эффективным ЛС). Для успешного «запуска» такой системы надо ответить на три вопроса: для какой категории пациентов должна работать программа, какие препараты будут включены в нее и какую часть стоимости будет вносить государство, а какую – пациент?

Как любая программа страхования, «соплатежи» дают эффект «на объеме». Чем больше граждан и препаратов принимают в ней участие, тем выше результаты работы системы. Привлечение максимального количества пациентов выгодно и им самим, и фармкомпаниям, и государству. Почему государству? Во-первых, гражданин начинает более взвешенно подходить к собственным расходам на лекарственное обеспечение. Во-вторых, он лучше относится к государственной власти, которая обеспечивает качество и доступность лекарственной помощи.

В случае запуска программы расходы сократятся не только у пациентов, но и у производителей. Препараты, имеющие достойное соотношение цены и качества, должны быть включены в стандарты лечения – на их основе выстраивается система лекарственного страхования. В этом случае фармпром освобождается от необходимости вкладывать средства в рекламу и прочие методы продвижения своей продукции.

Существует закон экономики – чем выше риски, тем выше цена. Он справедлив и для рынка лекарственных средств. Чем больше вероятность того, что препарат будет куплен, тем меньше цена на этот препарат (а значит, стоимость ЛС, включенных в стандарт, может измениться в выгодную для пациента и государства сторону)

Но, несмотря на необходимость перемен, они станут возможными начиная с 2013 г. 2012-й останется годом подготовки: например, в рамках проекта Таможенного союза будут обсуждаться условия взаимного признания регистраций лекарственных препаратов. Возможно, в нескольких регионах состоится запуск пилотной версии системы соплатежей. Государственная машина также обладает высокой степенью инерционности – ее нельзя просто взять и развернуть. Чтобы что-то произошло, необходимо готовиться долго и последовательно. Но в ситуации двойных выборов большая часть энергии государственной машины направлена совсем в другие точки приложения.

Специализированные
мероприятия