Главная // Тема

В 2019 г. была сорвана четверть тендеров на лекарства

Перемены в ценообразовании на жизненно необходимые препараты — это серьезный вопрос и серьезная проблема. К сожалению, законодатель вместо того, чтобы идти путем стимулирования бизнеса, выбирает запретительные меры.
К чему это ведет?

Семенов Александр
Президент АО "Активный компонент"

Все больше и больше производителей лекарственных препаратов приходят к нам с предложением — разработать синтез активных фармсубстанций для тех лекарств, которые не входят в список ЖНВЛП. Производители предлагают разрабатывать синтез субстанций в коммерческом сегменте. Они просто не стремятся сейчас в сегмент жизненно необходимых и важнейших препаратов. И те ограничения, которые сейчас создаются законодательно, — как ни странно, сильнее всего бьют по пациенту.

Вы, наверное, знаете: по результатам I полугодия 2019 г. не состоялось 25% государственных тендеров. Просто вдумайтесь в эту цифру: такого не было никогда в истории Российской Федерации. Почему так происходит?

Дело в главном принципе — цены в госторгах изначально устанавливаются на минимальной отметке. До 2019 г. по итогам проведенного ФАС мониторинга цен выбиралось средневзвешенное значение. Теперь же за базовое значение берется самая низкая цена из обнаруженных в 30 референтных странах. И именно она заявляется как стартовая. Дальше цена может быть только ниже.

Такой подход лишает смысла участие фармацевтических предприятий в тендере. К тому же, цены на субстанции во всем мире растут в долларах. Представьте себе положение производителя лекарств: с одной стороны, растет цена АФИ в долларах, т.е. себестоимость производства, с другой — он обязан реализовать препараты по самой низкой цене в списке референтных стран. Невыгодно не то что участие в тендерах, а и само производство. Вот и идут предприятия на коммерческий рынок, где нет таких ограничений.

А сейчас в Госдуме разрабатывается новый закон — об ограничении наценки уже в аптеках. Законопроект должны представить в осенней сессии, но то, что говорится сегодня, вызывает много вопросов. Например, предлагается уравнять наценку на дорогостоящие и дешевые препараты одного МНН. Понятно, что в такой ситуации аптека будет заинтересована отпустить дорогое лекарство.

Меры по отношению к производству или аптечной организации можно установить сколь угодно жесткие, но лекарства от этого не появятся. Все, что происходит сейчас, приведет к вымыванию препаратов — в особенности, наиболее социально значимых. И в первую очередь, в области фармацевтической помощи пациентам из социально незащищенных слоев населения.

25% тендеров, которые не состоялись, это огромная цифра. Тысячи сорванных аукционов — как в региональном, так и в федеральном масштабе. И по итогам года этот процент с большой вероятностью будет увеличен.

Сегодня, на мой взгляд, задача Минздрава и Федеральной антимонопольной службы России — провести круглые столы, обсудить на них с фармбизнесом создавшуюся ситуацию и найти компромиссный вариант. Такой, который позволит, с одной стороны, государству системно управлять изменением цен на препараты перечня ЖНВЛП и контролировать такие изменения, а с другой — оставит производителям мотивацию принимать участие в данных тендерах.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X