07.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
07.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

В дистанционной продаже нет необходимости

Может быть, сочтете мой взгляд на проблему консервативным, но считаю, что в таких идеях, как дистанционная торговля, как и продажи лекарств в магазинах, нет необходимости.

Руцкой Дмитрий
Генеральный директор аптечной сети "Социалочка" (Курск)

Формат традиционной аптеки — с точки зрения ее физической доступности — прекрасно развит. Аптека есть рядом почти с каждым домом (а иногда и по несколько аптек в одном доме). В каждом торговом центре тоже есть аптека. То есть дистанционный отпуск уж точно не сделает лекарство ближе к пациенту! В малых городах такая форма не будет точно востребована, тут люди любят ходить именно "в свою аптеку".

Ценовая доступность — вопрос отдельный. В аптеке Москвы средний чек в 600 руб., стоимость курьерской доставки — 200 руб. В Курске, где работает наша аптечная сеть, средний чек – от 380 руб., доставка — 40–50 руб. Нетрудно подсчитать, что при дистанционной торговле лекарства станут как минимум на 15–30% дороже для пациента. Где же тут увеличение доступности по цене?

Мы как общество хватаемся бездумно за любую модную идею, но не задаем себе простого вопроса: зачем?

Чтобы лежачий больной получил свой препарат вовремя, необходимо, на мой взгляд, развивать патронажную службу. Приобретать лекарства для пациентов, которые не могут прийти в аптеку, — функция как раз патронажной медсестры.

Да, с одной стороны, в дистанционном отпуске есть удобство — человеку не нужно самому приходить за лекарством. Но это удобство сомнительное. Фармацевты, провизоры — это не продавцы, это медицинские работники! Основная задача не продать препарат, а проконсультировать, какой препарат лучше выбрать, дать рекомендации по приему, рассказать о побочных действиях.

Курьер, у которого нет фармацевтического образования, об этих нюансах не расскажет. Не сможет курьер и проверить рецепт — подлинный ли он, правильно ли он оформлен.

У нас почему–то считается, что фармацевты, провизоры — это не работники системы здравоохранения, а продавцы. Но тогда зачем продавцу специальное фармацевтическое образование?

Есть нововведения, а есть лоббизм.

Нововведения — это комплекс мероприятий, способствующих улучшению работы, в нашем случае — системы лекарственного обеспечения. Все нововведения должны соответствовать ценностям, принципам и стандартам данной системы.

Лоббизм — это, когда прикрываясь благими намерениями, участники совершенно чужеродной хозяйственной деятельности, не относящейся к системе здравоохранения, пытаются влезть со своими "нововведениями" исключительно из интересов своей коммерческой выгоды.

Соблюдение всех лицензионных требований, которые должна соблюдать аптека, делает дистанционную торговлю лекарственными препаратами экономически нерентабельной. Велик риск, что через некоторое время в борьбе за экономическую составляющую дистанционные компании забудут про условия хранения, сроки годности, контроль качества и многие другие требования, а государственный контроль, который мог бы пресечь такие нарушения, будет затруднен — из-за массовости интернет–сайтов и сервисов, продающих лекарства.

На мой взгляд, Интернет может сыграть положительную роль, когда речь заходит о поиске и бронировании редких дорогостоящих препаратов, которые из–за стоимости и специфики не каждая аптека держит на остатках. Внедрение электронных рецептов сделает процесс получения препаратов еще более простым, особенно для людей, страдающих хроническими заболеваниями. Для получения такого рецепта не потребуется каждый раз стоять в очередях в поликлиниках.

Хотел бы вновь задать вопрос: зачем пытаться менять то, что на протяжении долгих лет прекрасно работает только потому, что это модный тренд?

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024