В любой ситуации нужно ясно проговаривать все условия
Ключевых перемен в сотрудничестве с дистрибуторами за последние годы не произошло. Для каждого важно, чтобы выполнялись все условия договора, и поэтому на стадии «контрактования» мы уделяем огромное внимание всем тем договоренностям, которые будут зафиксированы.
С нашими основными партнерами сотрудничаем более 20 лет. Не мы решаем, с кем перестать работать: фармрынок сам расставляет приоритеты и по разным причинам выводит тех или иных игроков. Главное, что сегодня мы уверены в своем пуле дистрибуторов. Ведь любое взаимодействие продуктивно только тогда, когда приносит пользу каждой стороне.
Сложностей как таковых нет, ведь наше сотрудничество носит долгосрочный и взаимовыгодный характер. В процессе работы, конечно, всегда возникают те или иные вопросы, но их всегда можно (и нужно) решать путем переговоров.
Если обе стороны заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве, решение одно: ясно проговаривать все условия. Мне кажется, что это правило универсально и работает не только в фармацевтической индустрии, но и в любом бизнесе и даже в семье.
Для нормального рынка любые меры регулирования — всегда плохо. Уже какое-то время обсуждается вопрос о сокращении скидок, предоставляемых аптечным сетям, но непонятно, насколько этот инструмент поможет рыночным процессам. Так что считаю: имеющихся мер и критериев достаточно для нормального функционирования фарминдустрии.
Что касается возникшей несколько лет назад необходимости ускорить сроки оплаты от дистрибуции, ее основная и объективная причина — COVID-19. Ажиотаж по всему миру был крайне высоким, поэтому пришлось внести ряд изменений в контракты. И не только с оптовым звеном. Наши поставщики сырья и материалов серьезно скорректировали договорные условия. Глобальные изменения на рынке всегда провоцируют колебания, это закономерно.
Проблемой можно назвать раздутый финансовый цикл на фармацевтическом рынке, а вот прозрачные условия сотрудничества между игроками — это просто корректировка правил в рамках окружающих событий. Чем больше порядка, тем больше прозрачности.