04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

В ходе маркировки БАД фармотрасли необходима господдержка

Сегодня многих волнует вопрос о сохранении доступности биодобавок при внедрении их обязательной маркировки. Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности ситуации.

Иванова Настасья
Директор ООО "Интер-С Групп"

Несмотря на ряд сложностей, маркировка продукции стала одним из самых действенных способов противодействия «серому» рынку. Такие системы успешно работают не только в фармотрасли — идентификаторы ставят на текстиль и одежду, шины и минеральную воду. По данным "Честного знака", сейчас маркируются более десяти категорий товаров, и этот перечень постоянно увеличивается. После трудной, но в целом результативной реализации программы МДЛП регулятор прогнозируемо принялся и за биодобавки.

Однако маркировка БАД имеет свою специфику. Самая очевидная проблема — считывание кода. В отличие от лекпрепаратов, как правило, расфасованных в похожие картонные коробки, упаковки биодобавок разнообразны, и для каждой "кодирование" будет иметь свою специфику: данную продукцию аптечного ассортимента изготавливает множество небольших компаний с различными техническими условиями производства. Поэтому при ряде особенностей внешнего оформления БАД (при хорошем качестве самого продукта) крайне вероятно увеличение процента брака при нанесении и чтении кода.

В целом переход на маркировку этого вида парафармацевтики будет более сложным, чем это реализовано в фарме. Также в ближайшем будущем БАД, произведенные за рубежом, не смогут пересечь таможенную границу — на таможне или в распределительных центрах их будут маркировать дистрибуторы. Этим же займутся производители. Наша компания уже несколько лет занимается маркировкой продукции самого широкого спектра, в том числе лекпрепаратов, медизделий, косметики и биодобавок.

Отмечу также, что маркировка должна обязательно проводиться по требованиям техрегламентов Таможенного союза, с получением кодов и занесением их в систему "Честный знак" с последующей первичной агрегацией индивидуальных единиц товара до коробов и паллет. Безусловно, нагрузка увеличится — и у аптечных сетей, и у магазинов, продающих биодобавки, и у маркетплейсов, по объему продаж занимающих более 70% данного рынка. Речь идет об установке и наладке программного обеспечения, перенастройке касс таким образом, чтобы покупатель получал чек с уже нанесенным на него идентификатором. Но те компании, которые раньше других внедрят маркировку, получат важное конкурентное преимущество и увеличат выручку.

Аргументы против нововведения — организационные и материальные расходы и, как следствие, рост цен. Согласно опросам, в профессиональной среде число противников маркировки составляет 60% и около 80% респондентов считают, что при ее внедрении возникнут проблемы, которые будет трудно решить. Десятая часть опрошенных заявила, что данный подход не сможет решить задачу по "очистке" рынка от контрафакта. С этим заявлением можно поспорить: на наш взгляд, мониторинг передвижения товаров уже стал крепким заслоном на пути нелегальной продукции.

Маркировка — требование времени, важное условие эффективного функционирования рынка биодобавок. Но в текущих экономических условиях предприятиям фармотрасли необходима помощь государства — путем пролонгации сроков, льготного налогообложения и предоставления кредитов. Приобретение за границей маркировочного оборудования, аналогов которого в России нет, при проблемах с импортом и нестабильном курсе рубля — вопрос сложный и затратный, особенно для крупных производителей. Приведу пример из собственной практики: наш таможенный склад укомплектован линией полуавтоматической маркировки с опцией ее прямого нанесения, а также постами ручной маркировки методом стикерования.

Также данный процесс занимает длительное время и требует дополнительных затрат. Для этой сложной деятельности необходим полностью укомплектованный штат высококвалифицированных сотрудников (речь идет именно о сфере маркировки, а не о фармацевтических компетенциях). И это еще одна из ключевых проблем, характерная для производителей и поставщиков, аптечного сегмента и онлайн–ритейла — значительная нагрузка на работников, которая наравне с часто невысокими зарплатами формирует высокую текучесть кадров.

С внедрением маркировки уровень такой нагрузки повышается, более того, специалисты фармацевтического, инженерного и другого профиля вынуждены брать на себя непрофильные обязанности. А фармацевт или провизор, например, должны располагать временем и силами для своей профильной деятельности, что справедливо и для иных профессий, задействованных в отрасли. В этом вопросе без мер поддержки также не обойтись.

Принимая участие в заседаниях комитета по БАД Ассоциации прямых продаж, еще года два назад мы оценивали долю контрафактных биодобавок в 10%, но считали, что внедрение маркировки несет в себе риски ухода с рынка микробизнеса из-за недостаточного оснащения и нехватки возможностей для работы с маркированной продукцией. Сегодня наш прогноз чуть более оптимистичен: новые расходы будут частично компенсированы, при этом серьезного роста розничных цен на биодобавки произойти не должно. В Роскачестве заявили, что цена данной продукции увеличится не более чем на 10-50 копеек за упаковку. Анализ экспертов более категоричен: стоимость БАД при финальном внедрении маркировки повысится на 10-12 рублей. Этот показатель кратно выше прогнозов ведомства, но все–таки речь идет о более-менее приемлемых суммах и дополнительной защите потребителя.