11.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
11.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Важно обратить внимание на "номенклатурные" изменения

Кадровый дефицит в фармотрасти заставил регуляторов обратить свой взор на проблему взаимозаменяемости аптечных работников различных специальностей. На ее решение и направлены вступающие в силу с 1 сентября изменения в квалификационных требованиях.

Кубрина Таисия
Юрист практики "Фармацевтика и здравоохранение" "Пепеляев Групп"

Аптечный сегмент сегодня — это, в первую очередь, аптеки и аптечные пункты ГЛФ. Чтобы обеспечить их работу, фактически, достаточно ограниченного штата специалистов: заведующая плюс сотрудники "первого стола". При этом действующие нормативы требуют четкого разделения функций между "управленцами" и подчиненными. Так, специалист с сертификатом "Управление и экономика фармации" до сентября не может работать на "рядовых" позициях провизора и провизора–технолога. Чтобы получить право находиться за "первым столом", такой сотрудник должен был пройти ординатуру или аккредитацию по другим специальностям, например, по специальности "Фармтехнология".

Аналогичная картина складывалась и для провизоров–аналитиков. На фоне снижавшегося в течение длительного времени бизнес–интереса к производственным аптекам многие из них были вынуждены переучиться на другую специальность, чтобы работать уже в непроизводственном сегменте.

В сложившейся ситуации Минздрав России решил скорректировать принципы разграничения требований к подготовке и опыту различных специалистов. Как я уже отметила выше, с 1 сентября вступают в силу новые квалификационные требования к мед– и фармработникам с высшим образованием. Они утверждены приказом Минздрава РФ от 02.05.2023 №206н.

Основное изменение, вводимое этим документом, связано с унификацией кадровых возможностей для сотрудников аптечных организаций. В перечень должностей, доступных для специальностей "УЭФ", "Фармтехнология" и "Фармхимия и фармакогнозия", добавили позиции "Провизор" и "Провизор–технолог". Данная корректировка дает специалистам возможность работать почти на любых позициях в аптеке, без прохождения дополнительного обучения.
Расширяются и перспективы получения дополнительного профильного образования. Теперь, наравне с первичной ординатурой, фармработнику — при наличии необходимого стажа — разрешается пройти переподготовку по новой специальности.

Например, провизору–аналитику с трудовым стажем до пяти лет, чтобы получить специализацию по УЭФ, достаточно будет пройти переподготовку в объеме от 500 часов. Аналогичные условия для смены специальности предусмотрены и для "управленцев".

Также уточнены форматы периодического обучения специалистов с базовым образованием по специальности "Фармация". Вместо непрерывного «постдипломного» обучения в течение всей трудовой деятельности они должны проходить стандартное повышение квалификации каждые пять лет.

Не обошлось в новом приказе и без ограничений. Речь идет о провизорах-технологах: такая должность будет упразднена с 1 января 2026 года. Аналогичные поправки внесены и в другой приказ Минздрава России — № 205н от 02.05.2023, утвердивший должностную номенклатуру для мед– и фармработников. Также из списка специалистов с высшим образованием исключат старшего провизора и провизора–стажера.

Перечень доступных для трудоустройства позиций сократят и для выпускников колледжей: будут отменены должности младшего и старшего фармацевта. Кроме того, незначительные уточнения внесены в списки должностей руководителей на фармпредприятиях. Отдельную категорию должностных позиций выделили для руководителей структурных подразделений аптек и складов. К ним теперь будут относиться заведующие, начальники отделов и департаментов в аптечных организациях и на фармскладах, а также заведующие медицинским складом мобилизационного резерва.

На изменения в номенклатуре должны обратить особое внимание кадровые службы аптек/аптечных сетей и фармдистрибуторов, поскольку трудовое законодательство обязывает работодателей при выборе наименований должностей руководствоваться квалификационными справочниками и профстандартами (если они есть). Фармация — как раз такой случай. Если в штатном расписании организации присутствуют какие–либо из упраздняемых должностных позиций, необходимо пересмотреть данный документ и перевести сотрудников на иные должности, в том числе внести изменения в трудовые договоры и записи в трудовых книжках.

Помимо кадровых вопросов, несоответствие фактического штата новой номенклатуре может быть выявлено при проверке лицензионных требований. И тогда аптека/фармдистрибутор рискуют получить административную санкцию. В худшем случае им может грозить штраф в размере до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Несоответствие фактической должности фармработника номенклатуре или квалификационным требованиям может также стать препятствием для прохождения периодической аккредитации, ведь среди ее правил — подтверждение стажа работы по специальности.

Еще одной осенней новеллой в кадровом регулировании фармдеятельности является вступление в силу поправок в правила работы ЕГИСЗ, предполагающих расширение «функционала» Федерального реестра медорганизаций (ФРМО) на аптечные учреждения. Они также регламентируют начало функционирования Федерального регистра медработников (ФРМР) для персонифицированного учета фармспециалистов.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на интересный параметр ФРМР — учет основных средств организации: в соответствии с п. 10 Положения о ЕГИСЗ аптекам и складам придется вносить в реестр данные об используемых помещениях, зданиях и оборудовании. Это нововведение позволит надзорным органам более эффективно контролировать соблюдение обязательных требований. Чтобы избежать повышенного внимания со стороны проверяющих, фарморганизации должны следить за точностью отражения данных о своей материально-технической базе в реестре.
---
1 Приказ Минздрава РФ от 03.08.2012 №66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".
2 ч. 4 чт. 14.1 КоАП РФ.
3 Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 №140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг