07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Важно слышать голос фармацевтического работника

Хотела бы обратить внимание на, пожалуй, основную составляющую фармпомощи — доступность лекарственных препаратов. Она складывается из нескольких элементов, каждый из которых важен и незаменим.

Ягудина Роза
Заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.фарм.н.

Первый — ассортиментная доступность. Нужно, чтобы лекарства были зарегистрированы, чтобы они были введены в гражданский оборот и включены в соответствующие перечни. Т.е. прежде всего необходимо, чтобы препараты наличествовали де-юре.

Вторая составляющая — экономическая. Как финансирование, так и уровень цен, оптимальный для всех участников процесса лекобеспечения: и для покупателя-пациента, и для госрегулятора, и для фармпроизводителя… Если в каком–то из сегментов работа с лекарствами окажется нерентабельной, полноценно функционировать он не сможет.

Третий аспект — логистическая доступность. После того, как лекарство зарегистрировали и выделили бюджет, надо этот препарат доставить. И здесь возникает ряд вопросов: маршруты, взаимодействие участников логистической цепи, соблюдение условий транспортировки и хранения (особенно для термолабильных препаратов), к тому же, доступность, собственно, самих аптечных организаций. В первую очередь, в малых населенных пунктах, на селе и на удаленных территориях.

Здесь исключительно необходимо сохранение государственных аптечных сетей. Именно они — и практически только они — открывают аптеки и аптечные пункты даже там, где это экономически невыгодно, нередко становясь единственно возможным местом приобретения (получения) лекарств в местах своего расположения. Коммерческие компании такого не делают и в сегодняшних условиях делать вряд ли будут.

Сельской местности, отдаленным и труднодоступным территориям нужно создавать механизмы для открытия аптечных учреждений и их дальнейшего функционирования. Бизнес–факторы здесь не помогут и без льготных мер не обойтись, если нужно, чтобы на селе или в районах Крайнего Севера фармацевтическая помощь была.

Четвертый фактор — доступность информационная. Этот вид лекарственной доступности очень недооценен. Каким бы хорошим ни был препарат, какое бы количество денег ни было на него затрачено, какие бы хорошие логистические маршруты ни были выстроены для его доставки, но если врач и провизор не будут о нем знать, все приложенные усилия пойдут насмарку. Ведь лекарство нужно правильным образом применять!

Вокруг каждого лекарственного препарата циркулирует целый комплекс различных видов информации: клинические, фармацевтические, экономические, правовые, социальные, этические и другие сведения. Кто доводит эти данные до специалиста и пациента и в какой форме это должно происходить? Ответ на вопрос исключительно важен. Вспомним, что при советской власти функционировала официальная система распространения информации о лекарственных препаратах. И сейчас она была бы, наверное, очень кстати.

И заключительный в нашей классификации, но не менее актуальный, чем остальные, элемент — это организационная доступность. Если не будут решены вопросы точного прогнозирования потребности в лекпрепаратах, не будет выполнено необходимое планирование закупочных процедур, не будет проведена должным образом маршрутизация пациентов и т.д., то возникнут две крайности:

  • либо нехватка тех или иных препаратов;
  • либо их переизбыток с возможным последующим истечением их срока годности.

Таким образом, доступность лекарственных препаратов — серьезное многофакторное понятие, каждая составляющая которого имеет большое значение.

Хотела бы отметить и один из ключевых аспектов доступности фармпомощи — положение фармацевтических специалистов. Сама по себе отрасль очень интересна для профессионала: фармация — симбиоз медицины и химии, а лекарственные препараты — сочетание инноваций, химических и биотехнологических процессов. Одновременно с высокой степенью наукоемкости, в фармацевтической отрасли внедрены самые современные технологии менеджмента, и огромна социальная составляющая — помощь людям.

Это значит, что в области фармации каждый сможет найти себе место. Кто хочет динамичных условий — стремится на производство, кому близки инновации — в область исследования и разработки, кому по душе владеть большими объемами информации и просто помогать людям — приходит в аптеку.

Профессиональных сфер в отрасли много, но есть и ряд факторов, которые препятствуют притоку кадров и стимулируют обратный процесс. Чтобы минимизировать это влияние, необходимо, в первую очередь, улучшать нормативно-правовое регулирование для того, чтобы оно было направлено именно на обеспечение доступности лекарства, а не на создание дополнительных барьеров. Во–вторых, оперативно реагировать на вызовы времени. Чтобы устаревшая правовая база не мешала развитию процессов фармдеятельности в новых условиях — так, как это произошло с аптечным изготовлением. Его регулирование не развивали, думая, что данное направление погибнет. Но во многих странах изготовление экстемпоральных препаратов сохранили и развили. Жизнь показала, что они действительно необходимы!

Нельзя цепляться за отжившие конструкции — но, с другой стороны, нельзя запускать и непроработанные, "сырые" механизмы. Несмотря на кажущуюся "современность", они только вредят. Чтобы соблюсти такой баланс, важно видеть происходящее и внутри страны, и в мире в целом — выбирая, адаптируя и применяя наиболее эффективные элементы лучших практик.

А еще необходимо, чтобы фармация лучше себя защищала, т.е. чтобы аптечные ассоциации представляли интересы как предприятий, так и работающих в них специалистов. Чтобы правовое поле было корректным, стандарты профессиональной деятельности соответствовали ее природе и не было обесценивания труда и подготовки провизоров. Сегодня есть такая проблема — некоторое "уравнивание" среднего и высшего фармацевтического образования, что несет вред профессии. У абитуриента не будет стимула к обучению в вузе, если за гораздо меньшие сроки и средства можно получить те же полномочия в профессии (и ту же зарплату).

Мир лекарств развивается и усложняется, требования и ожидания общества становятся выше, а это значит, что и уровень подготовки специалистов должен только расти, а не снижаться в угоду требованиям владельцев бизнеса (которые, естественно, хотели бы получать менее дорогие кадры). Думать о развитии отрасли — значит думать не только о собственниках предприятий. И слышать не только голос фармацевтического бизнеса, но и фармацевтического работника.