Включение в перечень новых препаратов остается сложным
Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
То есть в списке различных МНН и форм выпуска 84% наименований имеют аналог отечественного производства. Причем здесь учитываются не те препараты, которые реально обращаются на рынке, а лишь те, что имеют действующие регистрационные удостоверения.
В известном смысле цифра демонстрирует развитие ассортимента отечественных компаний (отчасти эта активность простимулирована политикой импортозамещения). Но важно понимать, что, во–первых, иметь препарат в ассортименте и реально его продавать — это не одно и то же. Во–вторых, можно продавать лекарство, но иметь долю в конкурентной группе на уровне нескольких процентов.
И, в–третьих, когда мы говорим об импортозамещении, надо понимать, что значительное количество отечественных лекарственных препаратов, в т.ч. импортозамещающих, произведено в действительности из иностранных фармацевтических субстанций.
Так что, по большому счету, цифра в 84% не означает ровным счетом ничего.
В реальности доля отечественных компаний в перечне ЖНВЛП по итогам 2017 г. составила порядка 37,6% в денежном выражении и 67,4% в натуральном выражении.
Существование перечня ЖНВЛП служит сразу нескольким целям. Это и вопросы государственных гарантий (в рамках системы государственных закупок, как правило, закупаются препараты перечня ЖНВЛП), и вопросы бюджетирования системы здравоохранения в части закупки препаратов, и вопросы ценообразования (государство регулирует наценки по данной категории), и вопросы политики импортозамещения (список служит ориентиром для ассортиментной политики фармацевтических компаний, государство стимулирует производство отдельных лекарственных препаратов перечня в нашей стране и т.д.). Часть этих задач периодически вступает в противоречие, что, естественно, может вызывать определенное недовольство тех или иных участников рынка.
Но никто не работает с минусовой рентабельностью. Случается, что часть препаратов перечня ЖНВЛП реализуется с очень низкой маржой, но она компенсируется фармацевтическими компаниями за счет продажи других лекарственных препаратов, которые в этот перечень не попадают. Изначально система регулирования наценок на ЖНВЛП была идеологически построена таким образом, что цены на эти препараты стабилизировались за счет повышения цен на продукцию, которая оставалась вне перечня.
Не думаю, что компаниям, которые производят ЖВНЛП, требуется какая–то поддержка. Другое дело, если мы говорим о поддержке отечественных компаний, которые выводят импортозамещающие продукты в рамках перечня. Здесь необходимы преференции при закупках, причем их размер должен быть максимальным для тех предприятий, которые осуществляют производство полного цикла формулирования, а также используют в производстве отечественные активные фармацевтические ингредиенты (АФИ).
Чем вызвано прошлогоднее снижение цен на ЖНВЛП — первое за пять лет?!
Думаю, на это повлияли два основных фактора:
- активные тенденции импортозамещения на российском фармацевтическом рынке толкают его участников к некоторой ценовой конкуренции, этому способствует и макроэкономическая ситуация. Спрос в конце прошлого года столкнулся с признаками стагнации, чтобы его стимулировать, фармацевтические компании ищут возможности сделать свою продукцию более привлекательной, в т.ч. корректируя цены на лекарственные препараты;
- в прошлом году активную работу по стимулированию сокращения цен проводила Федеральная антимонопольная служба. Ведомство сопоставляло цены на лекарственные препараты в России и т.н. референтных странах, в итоге целый ряд производителей получил уведомления о необходимости сокращения цен. Вариантов у фармацевтических компаний немного — в случае отказа или невозможности объяснения текущего уровня цен может быть отозвано регистрационное удостоверение, и компания не сможет реализовать свою продукцию в нашей стране.
Подобная активность ФАС стимулировала к сокращению цен многие фармацевтические компании.
Что касается критериев включения в Перечень и исключения из него, то их вряд ли можно назвать абсолютно совершенными — здесь в любом случае присутствует некоторый элемент субъективизма, но он неизбежен для "списочной системы". Известны случаи, когда компании тратили массу усилий для того, чтобы попасть со своей продукцией в перечень. Инструменты тут понятны, но 100% успеха никто гарантировать не может. Разумеется, это благодатное поле для лоббистских усилий фармацевтических компаний. Но это данность нашей регуляторной системы — вряд ли здравоохранение в ближайшее время откажется от "списочного" подхода.
Периодически из списка удаляют некоторые позиции. Как правило, речь идет о препаратах относительно старых, которые имеют более эффективные аналоги. Гораздо более актуальна проблема сложности включения в список новых эффективных средств. Часто за счет невозможности оперативного включения в перечень отдельных позиций пациенты имеют весьма ограниченный доступ к соответствующим лекарствам.
Методика регулирования ценообразования в своем сегодняшнем виде «заточена» на постепенное сокращение цен на препараты перечня ЖНВЛП. Это вызвано тем, что на основе перечня во многом определяется объем государственных гарантий по лекарственному обеспечению пациентов. Отчасти это снижает инвестиционную привлекательность сегмента, но, как я уже говорил, это данность текущей регуляторной системы.