18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Организация имеет лицензию на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»). Какие документы она должна оформлять при отгрузке товаров покупателям?

ОТВЕТ:

Правила оптовой торговли лекарственными средствами регламентируются ст.ст. 53, 54 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон №61–ФЗ).

Оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ст. 54 Закона №61–ФЗ).

Действующие правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.12.10 №1222н (далее — Правила №1222н).

Согласно п.п. 5, 6 Правил №1222н оптовой торговле подлежат лекарственные средства, зарегистрированные в РФ в установленном порядке.

Запрещается оптовая торговля фальсифицированными, недоброкачественными, контрафактными лекарственными средствами.

Пункт 8 Правил №1222н устанавливает, что на лекарственные средства оформляется сопроводительный документ, содержащий информацию:

  • о дате оформления сопроводительного документа;
  • о наименовании лекарственного средства (международное непатентованное наименование лекарственного средства и торговое наименование лекарственного средства), сроке годности и номере серии;
  • о производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя;
  • о количестве упаковок;
  • о поставщике (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование поставщика, его местонахождение);
  • о покупателе (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование покупателя, его местонахождение);
  • о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.).

Такой документ заверяется подписью должностного лица, составившего сопроводительный документ, печатью организации или информационным штрих-кодом и печатью организации.

Кроме того, в силу п. 4 Положения о Системе сертификации лекарственных средств (утверждено постановлением Госстандарта РФ от 02.12.02 №121) при продаже лекарственных средств предприятиям оптовой торговли организация обязана довести до сведения покупателя информацию о ее сертификации.

В подтверждение факта сертификации товара поставщик обязан отразить информацию о сертификате, серии, коде, названии препарата и его количестве в приложении к накладной или приложить копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат.

Также следует отметить, что на сегодняшний день постановлением Правительства РФ от 29.10.10 №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах РФ (далее — Правила установления предельных цен на ЖНВЛП). В соответствии с п. 6 Правил установления предельных цен на ЖНВЛП реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.09 №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».

Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола.

Следует также иметь в виду, что ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 №402–ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон №402–ФЗ) предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона №402–ФЗ.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона №402–ФЗ).

При этом формы первичных учетных документов должны быть закреплены в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

В Информации Минфина от 04.12.12 №ПЗ–10/2012 сказано, что с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждена типовая форма товарной накладной ТОРГ–12 и Указания по ее применению и заполнению (далее — Указания).

В соответствии с Указаниями форма №ТОРГ–12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно–материальных ценностей сторонней организации. Указанный документ составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей ТМЦ, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Учитывая положения Закона №402–ФЗ, организация вправе либо использовать при отгрузке товаров покупателям форму №ТОРГ–12, либо разработать на ее основании собственный бланк и закрепить его форму в учетной политике.

В письме УФНС России по г. Москве №20–12/61786б даются разъяснения относительно оформления первичных учетных документов, оформляемых при осуществлении сделки по оптовой купле-продаже.

Так, товарная накладная (форма №ТОРГ–12) представляет собой товаросопроводительный документ, подтверждающий факт передачи товаров продавцом-грузоотправителем перевозчику и (или) покупателю по сделке продажи товара (смотрите также письмо Минфина России от 25.06.07 №03–03-06/1/392).

Кроме того, ст. 313 НК РФ установлено, что подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы. Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

Таким образом, оформленная надлежащим образом накладная по форме №ТОРГ–12 является подтверждением факта передачи, а следовательно, и факта реализации товара покупателю.

Помимо товарной накладной по форме №ТОРГ–12 покупателю выставляется счет–фактура не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Форма счета–фактуры и правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление №1137).

Выставленные продавцом счета–фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных п.п. 5, 5.1 и п. 6 ст. 169 НК РФ. Если счета-фактуры не соответствуют перечисленным требованиям, то по таким счетам–фактурам в вычете НДС покупателю может быть отказано (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Таким образом, организация, осуществляющая оптовую продажу лекарственных средств, должна предоставить покупателю следующий комплект документов:

◊ сопроводительный документ, заверенный подписью должностного лица, составившего документ, печатью организации или информационным штрих–кодом и печатью организации, содержащий информацию:

  • одате оформления сопроводительного документа;
  • о наименовании лекарственного средства (международное непатентованное наименование лекарственного средства и торговое наименование лекарственного средства), сроке годности и номере серии;
  • о производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя;
  • о количестве упаковок;
  • о поставщике (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование поставщика, его местонахождение);
  • о покупателе (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование покупателя, его местонахождение);
  • о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.);

◊ копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат (либо информацию о сертификате, серии, коде, названии препарата и его количестве необходимо указать в приложении к накладной);

◊ протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.09 №654;

◊ товарную накладную по форме №ТОРГ–12, либо по форме, утвержденной хозяйствующим субъектом и закрепленной в его учетной политике;

◊ счет–фактуру по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дарья Брижанева, Светлана Мягкова

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
   
Статьи подрубрики управление:
Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг