29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Организация имеет лицензию на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»). Какие документы она должна оформлять при отгрузке товаров покупателям?

ОТВЕТ:

Правила оптовой торговли лекарственными средствами регламентируются ст.ст. 53, 54 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон №61–ФЗ).

Оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ст. 54 Закона №61–ФЗ).

Действующие правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.12.10 №1222н (далее — Правила №1222н).

Согласно п.п. 5, 6 Правил №1222н оптовой торговле подлежат лекарственные средства, зарегистрированные в РФ в установленном порядке.

Запрещается оптовая торговля фальсифицированными, недоброкачественными, контрафактными лекарственными средствами.

Пункт 8 Правил №1222н устанавливает, что на лекарственные средства оформляется сопроводительный документ, содержащий информацию:

  • о дате оформления сопроводительного документа;
  • о наименовании лекарственного средства (международное непатентованное наименование лекарственного средства и торговое наименование лекарственного средства), сроке годности и номере серии;
  • о производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя;
  • о количестве упаковок;
  • о поставщике (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование поставщика, его местонахождение);
  • о покупателе (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование покупателя, его местонахождение);
  • о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.).

Такой документ заверяется подписью должностного лица, составившего сопроводительный документ, печатью организации или информационным штрих-кодом и печатью организации.

Кроме того, в силу п. 4 Положения о Системе сертификации лекарственных средств (утверждено постановлением Госстандарта РФ от 02.12.02 №121) при продаже лекарственных средств предприятиям оптовой торговли организация обязана довести до сведения покупателя информацию о ее сертификации.

В подтверждение факта сертификации товара поставщик обязан отразить информацию о сертификате, серии, коде, названии препарата и его количестве в приложении к накладной или приложить копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат.

Также следует отметить, что на сегодняшний день постановлением Правительства РФ от 29.10.10 №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах РФ (далее — Правила установления предельных цен на ЖНВЛП). В соответствии с п. 6 Правил установления предельных цен на ЖНВЛП реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.09 №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».

Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола.

Следует также иметь в виду, что ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 №402–ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон №402–ФЗ) предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона №402–ФЗ.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона №402–ФЗ).

При этом формы первичных учетных документов должны быть закреплены в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

В Информации Минфина от 04.12.12 №ПЗ–10/2012 сказано, что с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждена типовая форма товарной накладной ТОРГ–12 и Указания по ее применению и заполнению (далее — Указания).

В соответствии с Указаниями форма №ТОРГ–12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно–материальных ценностей сторонней организации. Указанный документ составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей ТМЦ, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Учитывая положения Закона №402–ФЗ, организация вправе либо использовать при отгрузке товаров покупателям форму №ТОРГ–12, либо разработать на ее основании собственный бланк и закрепить его форму в учетной политике.

В письме УФНС России по г. Москве №20–12/61786б даются разъяснения относительно оформления первичных учетных документов, оформляемых при осуществлении сделки по оптовой купле-продаже.

Так, товарная накладная (форма №ТОРГ–12) представляет собой товаросопроводительный документ, подтверждающий факт передачи товаров продавцом-грузоотправителем перевозчику и (или) покупателю по сделке продажи товара (смотрите также письмо Минфина России от 25.06.07 №03–03-06/1/392).

Кроме того, ст. 313 НК РФ установлено, что подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы. Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

Таким образом, оформленная надлежащим образом накладная по форме №ТОРГ–12 является подтверждением факта передачи, а следовательно, и факта реализации товара покупателю.

Помимо товарной накладной по форме №ТОРГ–12 покупателю выставляется счет–фактура не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Форма счета–фактуры и правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление №1137).

Выставленные продавцом счета–фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных п.п. 5, 5.1 и п. 6 ст. 169 НК РФ. Если счета-фактуры не соответствуют перечисленным требованиям, то по таким счетам–фактурам в вычете НДС покупателю может быть отказано (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Таким образом, организация, осуществляющая оптовую продажу лекарственных средств, должна предоставить покупателю следующий комплект документов:

◊ сопроводительный документ, заверенный подписью должностного лица, составившего документ, печатью организации или информационным штрих–кодом и печатью организации, содержащий информацию:

  • одате оформления сопроводительного документа;
  • о наименовании лекарственного средства (международное непатентованное наименование лекарственного средства и торговое наименование лекарственного средства), сроке годности и номере серии;
  • о производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя;
  • о количестве упаковок;
  • о поставщике (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование поставщика, его местонахождение);
  • о покупателе (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование покупателя, его местонахождение);
  • о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.);

◊ копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат (либо информацию о сертификате, серии, коде, названии препарата и его количестве необходимо указать в приложении к накладной);

◊ протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.09 №654;

◊ товарную накладную по форме №ТОРГ–12, либо по форме, утвержденной хозяйствующим субъектом и закрепленной в его учетной политике;

◊ счет–фактуру по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дарья Брижанева, Светлана Мягкова

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия