29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Может ли торговля в розницу медикаментами через торговые залы площадью менее 150 кв. м, когда розничными покупателями являются юридические лица, приобретающие медикаменты за наличный расчет, быть переведена на уплату ЕНВД?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Предпринимательская деятельность по реализации медикаментов, не поименованных в абз. 12 ст. 346.27 Налогового кодекса РФ в качестве исключений, физическим и юридическим лицам, как за наличный, так и за безналичный расчет, для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, может быть признана розничной торговлей и переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.

ОБОСНОВАНИЕ ОТВЕТА:

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт–Петербурга может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД), установлен п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Так, в силу пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться и в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.

В соответствии с абз. 12 ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей для целей гл. 26.3 НК РФ понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т.ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6–10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в т.ч. алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, невостребованных вещей в ломбардах, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в т.ч. в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления).

Согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. В общем случае договор розничной купли–продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).

Из приведенных норм следует, что к розничной торговле в целях гл. 26.3 НК РФ относится предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров физическим и юридическим лицам как за наличный, так и за безналичный расчет для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Иными словами, определяющим признаком договора розничной купли–продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности (см., например, письма Минфина России от 05.04.13 №03-11-06/3/11238, от 04.04.13 №03-11-11/137, от 18.03.13 №03-11-11/107).

При этом нормы НК РФ не устанавливают для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанностей выявлять цель приобретения покупателями товаров и контролировать их последующее использование (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.13 №157, письмо Минфина России от 03.07.12 №03-11-11/199).

С учетом изложенного считаем, что предпринимательская деятельность по реализации медикаментов, не поименованных в абз. 12 ст. 346.27 НК РФ в качестве исключений, физическим и юридическим лицам, как за наличный, так и за безналичный расчет для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, может быть признана розничной торговлей и переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД (дополнительно см. письмо Минфина России от 05.03.11 №03-11-11/50).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Екатерина Лазукова, Дмитрий Игнатьев

логоГарант

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия