08.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
08.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Управление по здравоохранению и фармации (государственный орган власти, далее — Управление) является плательщиком по договору на поставку медикаментов.

Государственное унитарное предприятие "Аптеки" (далее — ГУП "Аптеки") является грузополучателем и оказывает услуги по хранению, транспортировке и фактической выдаче медикаментов по разнарядке, которая готовится Управлением.
ГУП "Аптеки" ежемесячно представляет в Управление отчеты о наличии и движении медикаментов с приложением документов о поступлении и раздаче по разнарядке медикаментов как в суммовом, так и в предметно–количественном учете.
При заключении договора и до момента составления разнарядок нельзя точно указать, какие медикаменты и в каком количестве будут направлены в конкретное медицинское учреждение.
Должно ли Управление вести у себя в бухгалтерском учете предметно–количественный учет медикаментов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Порядок учета лекарственных препаратов государственными (муниципальными) учреждениями регулируется следующими нормативными актами:

  • Федеральным законом от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
  • Инструкцией по учету медикаментов..., утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747 (далее — Инструкция №747);
  • Инструкциями №157н, №162н, №174н, №183н.

При этом государственными (муниципальными) учреждениями должны быть организованы два взаимосвязанных вида учета лекарственных препаратов: бухгалтерский учет в бухгалтерии и "специальный" учет в аптеке (отделении, кабинете) учреждения, в т.ч. и предметно–количественный учет, предусмотренный ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Инструкция №747 регламентирует порядок специального учета медикаментов в аптеках и кабинетах лечебных учреждений.

Раздел IV "Учет лекарственных средств в бухгалтерии учреждения" Инструкции №747 содержит требования к организации бухгалтерского учета медикаментов (в т.ч. об аналитическом учете лекарственных средств в суммовом выражении по группам ценностей), однако, учитывая, что Инструкция №747 является достаточно старым нормативных актом, а начиная с 2011 г. бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях, в т.ч. и учет медикаментов, организуется согласно положениям Инструкции №157н, а ведется в соответствии с требованиями Инструкций №162н, №174н, №183н.

Напомним, что в соответствии с п. 119 Инструкции №157н аналитический учет материальных запасов должен вестись по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

При применении укрупненного наименования вида материальных запасов «медикаменты» и их учете только в суммовом выражении (согласно требованиям п. 46 Инструкции №747) выполнение данного пункта будет просто невозможно, ведь единицей измерения количества различных медикаментов могут быть штуки, пачки, коробки, упаковки и т.д.

Таким образом, учреждения не вправе применять в целях бухгалтерского учета медикаментов обобщенную группу «медикаменты» и учитывать их в суммовом выражении, т.к. такой порядок учета не позволит в полной мере выполнять требования Инструкции №157н.

Аналогичный подход организации бюджетного учета должен применяться и органами власти в случае организации балансового учета медикаментов.

Обратите внимание: учреждения–заказчики осуществляют оплату материальных ценностей в рамках централизованного снабжения, однако эти материальные ценности не предназначены для использования в "собственной" деятельности заказчиков — они подлежат передаче учреждениям–грузополучателям.

Соответственно, даже если отгрузка осуществляется в адрес заказчика, оплачиваемые активы не принимаются к учету в составе основных средств, нематериальных активов или материальных запасов, а учитываются как вложения на счете 1 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" (см. абзац 6 п. 156 Инструкции №162н, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.10 №162н.

В этом случае аналитический учет также должен вестись по каждому виду приобретаемых медикаментов (п. 128 Инструкции №157н).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ольга Левина, Мария Миллиард
www.garant.ru

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики управление:
Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024