Вопрос — ответ специалистов
Государственное унитарное предприятие "Аптеки" (далее — ГУП "Аптеки") является грузополучателем и оказывает услуги по хранению, транспортировке и фактической выдаче медикаментов по разнарядке, которая готовится Управлением.
ГУП "Аптеки" ежемесячно представляет в Управление отчеты о наличии и движении медикаментов с приложением документов о поступлении и раздаче по разнарядке медикаментов как в суммовом, так и в предметно–количественном учете.
При заключении договора и до момента составления разнарядок нельзя точно указать, какие медикаменты и в каком количестве будут направлены в конкретное медицинское учреждение.
Должно ли Управление вести у себя в бухгалтерском учете предметно–количественный учет медикаментов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок учета лекарственных препаратов государственными (муниципальными) учреждениями регулируется следующими нормативными актами:
- Федеральным законом от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
- Инструкцией по учету медикаментов..., утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747 (далее — Инструкция №747);
- Инструкциями №157н, №162н, №174н, №183н.
При этом государственными (муниципальными) учреждениями должны быть организованы два взаимосвязанных вида учета лекарственных препаратов: бухгалтерский учет в бухгалтерии и "специальный" учет в аптеке (отделении, кабинете) учреждения, в т.ч. и предметно–количественный учет, предусмотренный ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Инструкция №747 регламентирует порядок специального учета медикаментов в аптеках и кабинетах лечебных учреждений.
Раздел IV "Учет лекарственных средств в бухгалтерии учреждения" Инструкции №747 содержит требования к организации бухгалтерского учета медикаментов (в т.ч. об аналитическом учете лекарственных средств в суммовом выражении по группам ценностей), однако, учитывая, что Инструкция №747 является достаточно старым нормативных актом, а начиная с 2011 г. бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях, в т.ч. и учет медикаментов, организуется согласно положениям Инструкции №157н, а ведется в соответствии с требованиями Инструкций №162н, №174н, №183н.
Напомним, что в соответствии с п. 119 Инструкции №157н аналитический учет материальных запасов должен вестись по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.
При применении укрупненного наименования вида материальных запасов «медикаменты» и их учете только в суммовом выражении (согласно требованиям п. 46 Инструкции №747) выполнение данного пункта будет просто невозможно, ведь единицей измерения количества различных медикаментов могут быть штуки, пачки, коробки, упаковки и т.д.
Таким образом, учреждения не вправе применять в целях бухгалтерского учета медикаментов обобщенную группу «медикаменты» и учитывать их в суммовом выражении, т.к. такой порядок учета не позволит в полной мере выполнять требования Инструкции №157н.
Аналогичный подход организации бюджетного учета должен применяться и органами власти в случае организации балансового учета медикаментов.
Обратите внимание: учреждения–заказчики осуществляют оплату материальных ценностей в рамках централизованного снабжения, однако эти материальные ценности не предназначены для использования в "собственной" деятельности заказчиков — они подлежат передаче учреждениям–грузополучателям.
Соответственно, даже если отгрузка осуществляется в адрес заказчика, оплачиваемые активы не принимаются к учету в составе основных средств, нематериальных активов или материальных запасов, а учитываются как вложения на счете 1 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" (см. абзац 6 п. 156 Инструкции №162н, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.10 №162н.
В этом случае аналитический учет также должен вестись по каждому виду приобретаемых медикаментов (п. 128 Инструкции №157н).
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ольга Левина, Мария Миллиард
www.garant.ru