19.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
19.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Какая организация может проверить цены в аптеках региона? Есть ли документ, позволяющий закрывать или приостанавливать работу аптеки с завышенными ценами на жизненно важные лекарства?

1) Согласно положениям Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее — Закон №61–ФЗ) ценообразование на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты регулируется государством.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона №61–ФЗ организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие, соответственно, размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.

Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется в т.ч. посредством федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, соответственно, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации п. 9 ст. 60 Закона №61–ФЗ.

Региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в объектах контроля (в т.ч. и в аптечных учреждениях) осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.15 №434 (далее — Положение).

Так, согласно п. 3 Положения региональный государственный контроль на территории субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — орган регионального государственного контроля).

2) В случае выявления со стороны объекта контроля нарушения порядка ценообразования орган регионального государственного контроля наделен правом привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения (п. 10 ст. 60 Закона №61–ФЗ, п. 4 Положения).

Отметим, деятельность аптечных организаций является фармацевтической и относится к лицензируемым видам деятельности (пп. 47 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.11 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 1 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (далее — Положение о лицензировании), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.11 №1081).

Как следует из пп. "г" п. 5 Положения о лицензировании, лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, должен в т.ч. соблюдать установленные предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пп. "а" — "з" п. 5 Положения.

Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ ответственность за указанное правонарушение для юридических лиц (аптечных организаций) выражается в наложении административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в административном приостановлении деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, в рассматриваемом случае деятельность аптечного учреждения может быть приостановлена, но не более чем на 90 суток.

Предлагаем также ознакомиться с постановлением Верховного Суда РФ от 09.06.15 №304-АД15-2723; постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.15 №12АП-11854/15; постановлением Арбитражного суда Северо–Кавказского округа от 01.04.16 №Ф08-1557/16 по делу №А63-3467/2015.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мария Рижская

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики управление:
Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Основные журналы учета для аптечных организаций

Фармацевтическая деятельность требует обширной отчетности, в частности — ведения различных журналов, число которых может доходить до 18. О том, как журналы необходимо заполнять, чтобы избежать наказаний при работе в аптеке, в ходе вебинара IQ Provision рассказал Вячеслав Глухов, провизор и руководитель группы аптек компании «Эркафарм».

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024