Главная // Тема

Возможна ли национальная безопасность без аптеки?

Если говорить о работе аптечной организации как учреждения здравоохранения, меньше всего стоит затрагивать вопросы конкурентной борьбы. 

Целоусов Дмитрий
Исполнительный директор ААУ "СоюзФарма"

Не для того социальное учреждение создается. Не для того организовано учреждение здравоохранения, чтобы конкурировать.

Понятно, что медицинские организации соревнуются друг с другом своими специалистами, их квалификацией и опытом, качеством оказываемой помощи. Такое соревнование естественно, и оно несет пациенту пользу, а не вред. Если же говорить о социально значимой структурной единице, задача которой — обеспечение лекарствами граждан (не продажи, а именно обеспечение)...

Аптеки же (как и частные медицинские учреждения) включаются в конкуренцию не только по параметру качества помощи пациенту. Казалось бы, других областей для борьбы попросту нет — только кадры, их квалификация, знания, грамотная консультация. Однако на нашем аптечном рынке играют важную роль другие моменты — цена и занимаемое место. И порой крупные игроки активно используют первое, чтобы забрать второе.

Из–за чего происходит ценовая конкуренция?

Идет приток денег, который позволяет снизить цены в конкретной розничной точке. Это, конечно же, маркетинговые бюджеты. И даже учреждения здравоохранения начинают конкурировать в таких категориях, как спрос, предложение, лучшая цена, бэк–маржа. Понятия эти — сугубо экономические. Они не должны быть присущи учреждениям социальной направленности, в особенности учреждениям здравоохранения. А ими по своей сути являются и аптеки. Забывая о своей функции, о своей социальной ответственности перед гражданами, не как субъекта предпринимательства, а как учреждения здравоохранения, даже единичная аптечная организация начинает ввязываться в игры, которые ей выиграть не по силам. Почему?

Потому что вопрос идет о жизни и смерти. Будет ли аптека существовать завтра? Продолжат ли трудиться эти специалисты, которые десятилетиями оказывали фармацевтическую помощь в этом регионе? Сохранится ли дело их жизни?

Вот поэтому и вынуждены аптеки включаться в эту игру. Не имея необходимых регуляторных норм, на которые можно опереться, аптечные организации должны вступать в битву за получение клиента. Пусть лекарства — предмет постоянного спроса, экономическая ситуация тяжела и люди нередко отказываются от необходимого лечения. Неудивительно, что фармация начинает делать все возможное в борьбе за лояльность покупателя-пациента. Но борьба эта — изначально неравная.

Если бы аптека знала, что у нее есть постоянный пациент, который к ней придет, она не лезла бы из кожи вон, чтобы как–то привлечь к себе посетителей. А просто делала бы свою работу — качественно оказывала фармацевтическую помощь...

Да, элементы конкуренции (точнее, соревнования) нужны, чтобы постоянно стремиться к лучшему качеству оказания фармацевтической помощи. А когда нужно заработать больше денег, чтобы покрыть аренду и выплатить заработную плату сотрудникам... Конечно, аптечное предприятие вынуждено искать все возможные варианты, какие только есть на рынке. Чтобы получить откуда–нибудь хоть какие-то деньги, чтобы хоть как–то выжить.

Отсюда и склонность аптек становиться организациями торговли и применять присущие ей механизмы (продажа полок, СТМ, УСТМ). В рамках весенней сессии наших конференций я посетил 4 региона — и был очень удивлен настроениями специалистов. Из 130 человек в зале 90 говорят: маркетинг — это зло! Если бы маркетинга не было вообще, работать было бы проще. И работать, и жить, и конкурировать. Сам я не столь радикальную позицию занимаю и говорю лишь о необходимости регулирования данного вопроса.

Инструменты, присущие исключительно ритейлу, — это все не от хорошей жизни. Не от того, что нужно конкурировать и быть лучшим. Но для того, чтобы выжить.

Почему я так подробно остановился на одном, казалось бы, небольшом вопросе? При урегулировании этого парадокса аптечной работы освободится колоссальное количество энергии. И оно может быть направлено в мирное и положительное русло: на улучшение качества фармацевтической помощи, на взаимосвязь аптек с медицинскими организациями... А не на борьбу за выживание. Это закон сохранения энергии.

К сожалению, многие трудности фармацевтической деятельности не разрешаются десятилетиями. Исполнительным директором ААУ "СоюзФарма" я стал в 2010 г. — почти 10 лет назад. Но и сегодня вынужден говорить о тех вопросах и противоречиях, на которые обращал внимание тогда. Не изменилось ничего — только цифры в нормативно-правовых актах. А проблемы, которые были, — они остались.

Целое десятилетие — как день сурка... Грустно наблюдать, как на портале regulation.gov.ru ежедневно публикуется 6–8 документов от Минздрава, и в то же время специалисты Министерства не обращаются к экспертам фармацевтического сообщества.
Повторюсь: в рамках действующего законодательства проще исправить те моменты, которые бы высвободили действительно колоссальное количество энергии работников аптечных организаций. Провизоры и фармацевты изо дня в день занимаются одними и теми же вопросами, пытаются их решить. А вопросы неразрешимы, потому что не отражены в законодательстве. В нормативно-правовых актах на них нет ответов. Которые дали бы фармацевтическим специалистам возможность не тратить себя на решение нерешаемых задач...

В начале апреля прошел общественное обсуждение законопроект о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, которым с 2020 г. предполагается запретить ЕНВД организациям, отпускающим промаркированный товар. В этом специальном налоговом режиме работают подавляющее большинство аптечных организаций — субъектов малого предпринимательства. Мы дали свое заключение на этот проект, опросив аптечные учреждения. Многие из них, если поправки будут приняты, закроются досрочно.

Понятно, что ЕНВД будет отменен в 2021 г. — это законодательно установлено. Но у нас еще есть полтора года, чтобы помочь аптекам "вписаться" в сложившуюся ситуацию и предложить варианты мер поддержки для организаций фармацевтической помощи. А сейчас — в рамках борьбы якобы с дроблением аптечных сетей — на самом деле борются с аптеками единичными.

Проект корректировок в Налоговый кодекс активно лоббируется: налоговые нормы вступают в силу не ранее чем за 180 дней. И поэтому "интересантам" нужно "продвигать" законопроект к одобрению в июне, чтобы он начал свое действие уже первого января две тысячи двадцатого года. То есть через восемь месяцев. Потому и такая спешка.
Не так давно увидела свет стратегия развития фармацевтической и медицинской промышленности — "Фарма–2030". Через всю стратегию "красной нитью" проходит тема национальной безопасности — она упоминается более 60 раз. В чем состоит национальная безопасность?

В способности государства обеспечить лекарствами своих граждан. Граждан Российской Федерации. А без аптеки лекарственной безопасности достичь невозможно. Сложно и без аптечных управлений — они были центром оперативного решения множества вопросов и задач именно в аптечной деятельности. В настоящее время такого органа при Минздраве нет. Аптечное дело не выделено в отдельный сегмент и существует в рамках регулирования лекарственного обращения, в котором множество других непростых вопросов: эквивалентности, регистрации и закупок.

Сегодня часть функций аптечных управлений стараются выполнять профессиональные ассоциации. Но без оперативной обратной связи Минздрава даже это порой не эффективно. Ведь аптечные управления все же были структурами Министерства.

Аптечная организация — это та структура, которая в рамках своей социальной функции может гарантировать оказание фармацевтической помощи и отпуск качественного лекарственного препарата. И тем самым обеспечить лекарственную безопасность всей страны.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X