Вступление России в ВТО отразится на цене российских ЛП
Игнатьева Нелли Валентиновна
Исполнительный директор РААС, к.фарм.н.
Уровень пошлин на ввоз в Россию лекарственных средств из-за рубежа относительно невысок – 5–10%, поэтому снижение пошлин вряд ли существенно отразится на цене импортных препаратов. Результат рынок отметит не раньше 2020 г., и не факт, что лекарства от этого станут дешевле. Сегодня рынок лекарств до 80% представлен импортными препаратами, однако стратегия-2020 развития фармацевтического рынка преследует цель смещения доли в пользу отечественных препаратов, будет ли этому способствовать наше присутствие в ВТО?
Вступление России в ВТО отразится на стоимости российских лекарств, на примере анальгина, цитрамона, которые, вероятно, подорожают по той причине, что сегодня большинство производственных площадок в России не соответствуют мировым стандартам фармацевтического производства (GMP). А организация новых производств и переоборудование существующих, согласно международным правилам, затратный процесс и он отразится на цене лекарств.
Проблема падения патентов – это импульс для увеличения объемов рынка дженериков. Но на смену одним оригинальным препаратам производителями выводятся новые – таков рынок лекарств. Главное, чтобы выход ряда препаратов (например, виагры) в статус дженериков (по причине большей ценовой доступности последних) не повлек их бесконтрольное потребление населением.
По теме мирового экономического кризиса, точнее ожидаемой его очередной волны, прогноз неутешителен: снижение платежеспособности и рост цен неизбежны. Однако факт кризиса розничного сегмента российского рынка налицо.
Прекращение права применения для большинства аптек специального налогового режима в виде ЕНВД, обеспечившее переход на ОСН (общую систему налогообложения), сопровожденное ростом ставок страховых взносов на фоне роста арендных ставок, коммунальных платежей привело аптеки страны к отрицательной рентабельности. В свою очередь, снижение тарифов страховых взносов до 20% для аптек, применяющих ЕНВД, и до 30%, применяющих ОСН, создало благоприятную среду для развития неконтролируемых аптечных организаций.
Ставки в 20 и 30% для аптечных организаций неминуемо вызовут количественное сокращение рынка фармацевтической розницы, его контролируемой и прозрачной части, поскольку аптеки уже не в состоянии обеспечивать свою рентабельность. Под угрозой закрытия аптечные организации, расположенные в селах и иных населенных пунктах, где нет других аптек. Неизбежен рост числа трудно контролируемых аптек, аптечных пунктов и киосков, вызывающих вопросы к происхождению и качеству реализуемых лекарственных препаратов.
Неравноправные ставки спровоцировали дробление крупных фармацевтических организаций на более мелкие – с целью обеспечения себе пониженной ставки страховых взносов.
Аптечные организации РААС обеспокоены тем фактом, что ставки страховых взносов в 20 и 30% обеспечат дестабилизацию на рынке лекарственного обеспечения, поскольку создаются неравные конкурентные условия для организаций, абсолютно идентичных по своей величине, выручке, численности персонала, площади и обороту. Различие между ними лишь в том, что все аптеки, применяющие режим ЕНВД, относятся к частному бизнесу, а аптеки, применяющие ОСН, – к публичному и государственному. Таким образом, право применения ЕНВД не является критерием определения сферы малого, среднего и крупного бизнеса, и принятый закон вряд ли может соответствовать исполнению Бюджетного послания Президента Российской Федерации о поддержке малого, среднего и социального бизнеса, поскольку все аптечные организации выполняют социальную функцию, обеспечивая наше население лекарственными препаратами.
В 2012 г. приоритетными задачами РААС по-прежнему останутся: поддержание и обеспечение механизмов деятельности розничного фармацевтического рынка, направленное на качественное и доступное лекарственное обеспечение. В первую очередь, равных условий для всех аптечных организаций, включая тарифы страховых взносов, которые бесспорно должны быть равными для всех аптек.