04.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
04.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

Выиграют те, кто научится быстро понимать пациента

В целом 2018 год был непростым, это во многом было продиктовано внешними факторами.

Богомолов Денис
Директор бизнес–подразделения безрецептурных препаратов компании Teva

Фармацевтический рынок России вошел в стадию стагнации и, хотя прогнозируемый экспертами рост в 4–5% в денежном выражении все же случился, значительного роста в натуральном выражение не произошло.

В 2018 г. мы наблюдали усиление конкурентной борьбы в аптечных сетях. Вопрос, который остро стоит перед аптеками в условиях высокой конкуренции, — как привлечь покупателей. Конечно, первый фактор, который приходит на ум, — цена. Понимая, что стоимость препаратов стала определяющим фактором, многие аптечные сети снизили наценки на некоторые популярные товарные позиции в прошлом году. Но привлекательные цены не гарантируют наличие лояльной аудитории, которая будет возвращаться в аптеку, а не ограничиваться совершением разовой покупки. Поэтому все больше сетей запустили в прошлом году различные программы лояльности, активно проводили промоакции и, конечно, улучшили сервис.

Сетевой канал в 2018 г. продолжил свое развитие в основном за счет консолидации, укрупнений, поглощений и развития ассоциаций. Это также можно назвать следствием конкурентной борьбы за потребителя. Формат аптечных ассоциаций и союзов приобретает все большее значение, что создаст реальную угрозу для индивидуальных аптек.

Потребитель также меняется и с каждым годом предъявляет все больше требований к фармацевтическим производителям и ритейлерам. Покупатель не хочет тратить много времени в аптеке, долго изучать упаковку препарата в поисках нужной информации, переплачивать. Поэтому в конкурентной борьбе выиграют те игроки, которые будут максимально ориентироваться на потребителя и оперативно отвечать на возникающие потребности. Например, если раньше человеку было проще зайти в ближайшую аптеку и купить необходимое лекарство, то сейчас все больше пациентов перед покупкой сравнивают цены в Интернете. Хороший сайт с актуальными изображениями и полной информацией о препарате стал требованием времени. Как производитель мы создали качественный фотобанк и предоставляем исчерпывающее описание продуктов Teva нашим партнерам.

На рынке наблюдается сдвиг в покупательской способности в сторону низкого и среднего ценовых сегментов, переключение с оригинальных препаратов на генерики. Несмотря на то, что доля оригинальных лекарственных средств на рынке пока выше, снижение покупательской способности приводит к увеличению потребности в более доступных аналогах инновационных препаратов. Поэтому сильный портфель препаратов-генериков Teva, характеризующихся высоким качеством и доступной ценой, остается существенным конкурентным преимуществом нашей компании.

В 2019 г. на розничном рынке сохранятся тенденции 2018 г. Это снижение наценки в аптеках с целью удержания клиентов, увеличение продаж отечественных препаратов, инициирование большого количества акций, направленных на конечного потребителя, развитие онлайн-сервисов по заказу лекарственных препаратов и консолидация аптечных сетей.

Также в этом году продолжится подготовка к введению обязательной маркировки всех медикаментов. Криптозащита маркировки лекарств — это серьезная технология, внедрение которой требует значительных затрат от производителя: от покупки оборудования и переоснащения рабочих помещений до обучения персонала. Так как себестоимость препаратов возрастет, увеличится и конечная стоимость для потребителей. Конечно, в данном случае цель оправдывает средства, ведь система обязательной маркировки позволит защитить пациентов от подделок и контрафакта.

Ключевое событие, которое окажет существенное влияние на отрасль в 2019 г., — изменение методологии определения ценообразования для списка ЖНВЛП. В связи со значительным расширением списка стран для определения референтной цены препаратов из списка ЖНВЛП мы ожидаем снижение их стоимости, которое, в свою очередь, скажется на общем объеме рынка в денежном выражении. Мы также предполагаем, что новая ценовая политика может привести к тому, что некоторые препараты уйдут с рынка.

Развитие партнерских отношений с аптечными сетями является одним из приоритетов для компании. Мы уверены, что это сотрудничество приносит пользу не только нашим партнерам, но и покупателям. Поэтому мы активно работаем с федеральными и региональными сетями в рамках взаимовыгодных контрактов, направленных на совместное развитие и увеличение продаж.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024