26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

"Запасные" варианты решений необходимы в любой ситуации

Лекарства доступны… Но не все. Перечень недоступных препаратов меняется, ажиотаж спадает, ситуация улучшается. Но до полного оптимизма всегда чего-то не хватает.

Еськин Сергей
Директор по развитию ООО ФК "ПУЛЬС"

О том, какие риски есть в настоящее время, мы можем ответить все вместе: прежде всего, — это наши страхи. Именно они являются "стартовым сигналом" к тому, чтобы бежать и в срочном порядке что–то скупать. И не всегда важно, о чем идет речь — о сахаре или о таблетках. Такой вот "синдром толпы": "все побежали — и я побежал". В таких обстоятельствах логика зачастую выключается, а у кого–то как нельзя "кстати" проявляются жадность и стремление обогатиться на панике большинства.

Когда у подобных субъектов это получается? Тогда, когда мы транслируем в мир свое нелогичное поведение. Или поведение, основанное на страхе. Убираем "почву" для хаоса и паники — и тревога уходит.

И вот что еще хотел бы сказать про доступность. В Москве и Хабаровске в одно и то же время она будет оцениваться по-разному. По различным лекарственным препаратам и с разной "глубиной". Логистическое плечо играет в этом случае существенную роль: когда в центральных регионах уже никому не нужно, на Дальнем Востоке по–прежнему может не хватать.

Отдельно нужно отметить лекарства, включенные в Перечень ЖНВЛП. Сегодня отличительный признак данной группы в том, что все препараты, в нее входящие, были прогнозируемы для покупателя-пациента своей фактически фиксированной ценой. Новым отличительным признаком может стать совершенно другой факт: значительная часть таких препаратов рискует в самое ближайшее время стать убыточной для завода-производителя. Именно указанный фактор способен определить дефектуру в этом сегменте. Необходимые и достаточные меры в этом случае понятны — своевременная корректировка цены препарата.

В каких ситуациях полезен поиск препаратов–аналогов? Наверное, в разных обстоятельствах ответ будет отличаться. Для кого–то крайне важно продолжить лечение оригинальным лекарством, потому что это лежит в области психологического восприятия либо отсутствия или снижения побочных эффектов. Для кого–то поиск аналогов означает сопоставимое лечебное действие и существенную экономию денежных средств. Сегодня, наверное, логично искать и находить альтернативы для всех случаев. И вот почему: проблема, даже будучи кратковременной, может возникнуть в любом месте и с любым препаратом. Если у вас есть запасные пути, то точно не будет "нервов" и ненужной суеты. Ведь есть страховка — дополнительное решение на случай "если".

Говорю не только о покупателях-пациентах, но и об организациях. Надо предугадывать грядущие колебания. И очень чутко. Нужно научиться реагировать уже тогда, когда начавшиеся изменения только "в зародыше". Но очень трудно качественно продолжать свою работу, если нет возможности опереться на потенциал своих партнеров. Это залог и настоящего, и будущего.

Если говорить про партнеров среди профессиональных организаций, я бы прежде всего выделил СПФО. Это настоящие профессионалы, вместе с которыми мы выверяем и создаем новый вектор движения в решении рабочих вопросов и задач. А проблем логистики сейчас не так уж и мало: перемещение грузов между государствами, рост тарифов на хранение и перевозки, рост стоимости автомобилей, запчастей и ограничения по их физической доступности.

Что может повлиять на решение этих вопросов? Наверное, осознание всеми лидерами зарубежных государств, что любые вводимые ограничения невероятно болезненно скажутся не только на гражданах страны, по отношению к которой они вводят санкции. Но и на компаниях, которые до этого являлись "локомотивами" в экономике своих стран.

Что можно посоветовать сегодня — как дистрибутору и аптечной организации, так и покупателю–пациенту? На доступность лекарств в плане их наличия влияет понимание того, сколько требуется препаратов, каких наименований, кому и в какое время. И аптеке, и оптовому звену нужно знать ответы по перечисленным пунктам. Однако излишнего беспокойства по безрецептурной группе проявлять не стоит, даже при временных перебоях в данной категории лекарственных средств всегда есть возможности замены.

По цене вопрос несколько сложнее. И все же, покупая аналоги вместо оригинальных препаратов, можно существенно сэкономить. А если говорить про оригинальные лекарства, то я поискал бы точки отпуска, где могут предложить препараты с меньшим запасом срока годности, остаточный срок которых будет приемлем для принятия на назначенный курс лечения. Как правило, они обойдутся дешевле.

Покупателю–пациенту также важно разделить необходимость приобретения медикаментов на срочную и плановую. При плановой покупке точно известно, что препарат нужен к такому–то сроку для проведения курса. Поэтому есть возможность заранее решить задачу его поиска по оптимальной цене и в оптимальное время.

Если же лекарство нужно срочно, лучше всего обратиться в несколько аптек, оставить свой номер телефона, попросить помочь с ускоренным поиском. Такие сложности возникают и в профессиональном сообществе. Но нам, наверное, чуть проще: мы бросаем "клич" нашим партнерам в разных регионах. И находим как для себя, так и для посетителей аптечных организаций, с которыми сотрудничаем, необходимые препараты или их аналоги.

С большей частью рецептурных препаратов, думаю, ничего критичного не произойдет. Они будут. Конечно, мы привыкли уже к определенному уровню комфорта в этом отношении — но теперь какое-то время сохраняется вероятность, что некоторые специфические лекарственные средства придется поискать.

Справедливости ради стоит отметить: в пылу ажиотажа часть аптек снова приобрела лишнего. И теперь, когда поток покупателей сократился минимум на 40%, аптечные организации вынуждены думать, что же делать с этими сверхзапасами — пытаться вернуть их поставщикам или реализовать с минимальной наценкой?

В заключение хотел бы сказать: любой новый вызов ограничен во времени. Рано или поздно он завершится. И его острота для отдельных предприятий, всей отрасли и пациента зачастую зависит от нас самих. Нужно искать и находить новые решения, которые рождают у людей надежду на лучшее, сохранить ранее созданное сотрудничество — и развивать новое. И самое главное — чувствовать человека. Человека, который приходит к тебе со своей болью, со своей жизненной необходимостью. Будь то покупатель или участник твоей команды. Всем нам сегодня очень важно сохранить тепло…

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban