16.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
16.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

Защитит ли от монополий "аптечный" законопроект?

"Аптечный" законопроект, предложенный группой депутатов Государственной Думы, вводит новое понятие — "аптечная организация". Действительно, действующие на сегодня нормы не содержат четкого определения аптечной организации. И это серьезный пробел.

Преснякова Виктория
Исполнительный директор СРО Ассоциация независимых аптек (СРО АСНА)

Однако определение, которое дано в законопроекте, к сожалению, этого пробела не устраняет, а, напротив, может привести к неверному толкованию правовых норм и тем самым увеличить число "двойных прочтений". Ведь законодатели не поясняют, какие "иные виды деятельности", кроме розничной торговли лекарственными препаратами, их отпуска, хранения, изготовления и перевозки, они имеют в виду, формулируя определение аптечной организации.

Инициатива, безусловно, полезна, но сегодняшний вариант понятий аптечной организации нуждается в корректировке.
Некоторые положения законопроекта представляются скорее избыточными. Например, определение "передвижной аптечный пункт". Вопрос учреждения такого вида аптечной организации обсуждался в качестве возможности обеспечить фармацевтической помощью жителей отдаленных и труднодоступных районов. Однако с введением дистанционной торговли актуальность такой инициативы, на наш взгляд, значительно снижается, к тому же, есть и альтернативы. Например, в малых населенных пунктах возможно организовать лекарственное обеспечение через ФАПы.

Избыточным является также введение новой обязанности для сотрудников аптеки, а именно: информировать покупателей о наличии и минимальной цене препарата в рамках одного МНН. Ведь обязанность информирования о наличии товаров аптечного ассортимента (в т.ч. о лекарственных препаратах нижнего ценового сегмента) уже существует — она установлена Правилами надлежащей аптечной практики (утв. приказом Минздрава России от 31.08.16 №647н).

Наиболее обсуждаемая сегодня законодательная новелла, предложенная в думском законопроекте, — это комплекс инициатив, регулирующих экономическую/торговую деятельность аптек:

  • вводится определение "аптечной сети";
  • формулируется определение "услуг по продвижению";
  • совокупный размер вознаграждения за указанные услуги устанавливается как не превышающий 5% от цены приобретенных препаратов;
  • предложены нормы, регулирующие заключение и исполнение договора поставки лекарств;
  • вводятся дополнительные правила антимонопольного регулирования и контроля на рынках оптовой и розничной торговли лекарственными средствами.

Идея не нова. Более того, такие принципы уже действуют. Однако сфера их применения значительно отличается от аптечной. Сети, услуги по продвижению и т.д. — все эти понятия хорошо знакомы продуктовому ритейлу. Правила такого содержания были введены в его деятельность Федеральным законом от 03.07.16 №273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Как вы считаете, насколько уменьшилась за это время монополизация в данной сфере?

В то же время в пояснительной записке к проекту закона №273-ФЗ были указаны действительно необходимые цели: укрепить основы национальной продовольственной безопасности, поддержать интересы отечественных производителей и оказать противодействие недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами. Однако, по всей видимости, для решения данных стратегических задач могут быть более эффективны другие меры — и "маркетинговый" пакет не является наилучшим инструментом в данной ситуации.

А вот в пояснительной записке к "аптечному" законопроекту нет даже обоснования того, почему необходимо вводить в аптечной отрасли меры, аналогичные продовольственному ритейлу. Не приведены никакие официальные исследования рынка лекарственных препаратов, не указаны и не проанализированы нарушения условий конкуренции для тех или иных производителей, поставщиков, отсутствуют экономические выкладки зависимости конечной цены лекарства для покупателя-пациента от вознаграждения по маркетинговым договорам аптеки (включая ЖНВЛП)...

Корректировки в НАП и Надлежащую практику хранения и перевозки лекарственных препаратов, напротив, вызывают больший оптимизм. Действительно важно, что стартовала работа в данном направлении. Конечно, ряд вопросов еще остается. Однако уже сегодня можно отметить комплекс полезных для аптеки изменений.

Так, например, в приказ Минздрава №646н "Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения" вносится ряд поправок, разрешающих ситуации с "двойными прочтениями" в процессе фармацевтической деятельности:

  • в местах хранения отменяется обязанность раздельного хранения;
  • поименованы бытовые помещения: комнаты отдыха, гардеробные комнаты, душевые и туалеты, иные помещения, не связанные с хранением лекарственных препаратов. Вопрос кажется мелким и даже смешным, но правовой пробел в именовании таких помещений приводил к множеству спорных ситуаций при проверках;
  • изменен срок хранения журнала контроля температуры хранения ЛП до 1 года — таким образом, устраняется противоречие между нормативными документами, существовавшее ранее;
  • появилась возможность хранения препаратов предметно–количественного учета (за исключением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ) не в металлических и деревянных шкафах, а в опломбированных помещениях.

Решен и один из наиболее болезненных вопросов аптеки — отменяется норма о злополучном полуметре от стены. Это требование очень затрудняло работу аптечных организаций, и мы как профессиональная ассоциация долгое время обращали внимание на важность данной проблемы.

Однако появляется новое правило, усложняющее фармацевтическую деятельность. Теперь, с учетом поправок, на одной полке в едином пространстве нельзя совмещать БАД и лекарственные препараты. С одной стороны, эта норма будет полезна с точки зрения информирования пациента, и такое разделение можно только приветствовать. С другой же стороны, аптечные организации не располагают большими площадями и им будет трудно выполнить данное требование на практике.

И еще один важный шаг — Надлежащая аптечная практика наконец–то "расшифровывает" понятие фармацевтического консультирования. Документ дает подробный ответ на вопрос фармспециалиста: что именно необходимо рассказывать при консультировании покупателя–пациента?

В то же время вызывают вопросы требования к информации на ценниках лекарственных препаратов. Для любой другой продукции может быть указано только "наименование товара, сорт (при его наличии), цена". Для лекарственных же средств перечень достаточно обширен.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг