Защитит ли от монополий "аптечный" законопроект?
Преснякова Виктория
Исполнительный директор СРО Ассоциация независимых аптек (СРО АСНА)
Однако определение, которое дано в законопроекте, к сожалению, этого пробела не устраняет, а, напротив, может привести к неверному толкованию правовых норм и тем самым увеличить число "двойных прочтений". Ведь законодатели не поясняют, какие "иные виды деятельности", кроме розничной торговли лекарственными препаратами, их отпуска, хранения, изготовления и перевозки, они имеют в виду, формулируя определение аптечной организации.
Инициатива, безусловно, полезна, но сегодняшний вариант понятий аптечной организации нуждается в корректировке.
Некоторые положения законопроекта представляются скорее избыточными. Например, определение "передвижной аптечный пункт". Вопрос учреждения такого вида аптечной организации обсуждался в качестве возможности обеспечить фармацевтической помощью жителей отдаленных и труднодоступных районов. Однако с введением дистанционной торговли актуальность такой инициативы, на наш взгляд, значительно снижается, к тому же, есть и альтернативы. Например, в малых населенных пунктах возможно организовать лекарственное обеспечение через ФАПы.
Избыточным является также введение новой обязанности для сотрудников аптеки, а именно: информировать покупателей о наличии и минимальной цене препарата в рамках одного МНН. Ведь обязанность информирования о наличии товаров аптечного ассортимента (в т.ч. о лекарственных препаратах нижнего ценового сегмента) уже существует — она установлена Правилами надлежащей аптечной практики (утв. приказом Минздрава России от 31.08.16 №647н).
Наиболее обсуждаемая сегодня законодательная новелла, предложенная в думском законопроекте, — это комплекс инициатив, регулирующих экономическую/торговую деятельность аптек:
- вводится определение "аптечной сети";
- формулируется определение "услуг по продвижению";
- совокупный размер вознаграждения за указанные услуги устанавливается как не превышающий 5% от цены приобретенных препаратов;
- предложены нормы, регулирующие заключение и исполнение договора поставки лекарств;
- вводятся дополнительные правила антимонопольного регулирования и контроля на рынках оптовой и розничной торговли лекарственными средствами.
Идея не нова. Более того, такие принципы уже действуют. Однако сфера их применения значительно отличается от аптечной. Сети, услуги по продвижению и т.д. — все эти понятия хорошо знакомы продуктовому ритейлу. Правила такого содержания были введены в его деятельность Федеральным законом от 03.07.16 №273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Как вы считаете, насколько уменьшилась за это время монополизация в данной сфере?
В то же время в пояснительной записке к проекту закона №273-ФЗ были указаны действительно необходимые цели: укрепить основы национальной продовольственной безопасности, поддержать интересы отечественных производителей и оказать противодействие недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами. Однако, по всей видимости, для решения данных стратегических задач могут быть более эффективны другие меры — и "маркетинговый" пакет не является наилучшим инструментом в данной ситуации.
А вот в пояснительной записке к "аптечному" законопроекту нет даже обоснования того, почему необходимо вводить в аптечной отрасли меры, аналогичные продовольственному ритейлу. Не приведены никакие официальные исследования рынка лекарственных препаратов, не указаны и не проанализированы нарушения условий конкуренции для тех или иных производителей, поставщиков, отсутствуют экономические выкладки зависимости конечной цены лекарства для покупателя-пациента от вознаграждения по маркетинговым договорам аптеки (включая ЖНВЛП)...
Корректировки в НАП и Надлежащую практику хранения и перевозки лекарственных препаратов, напротив, вызывают больший оптимизм. Действительно важно, что стартовала работа в данном направлении. Конечно, ряд вопросов еще остается. Однако уже сегодня можно отметить комплекс полезных для аптеки изменений.
Так, например, в приказ Минздрава №646н "Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения" вносится ряд поправок, разрешающих ситуации с "двойными прочтениями" в процессе фармацевтической деятельности:
- в местах хранения отменяется обязанность раздельного хранения;
- поименованы бытовые помещения: комнаты отдыха, гардеробные комнаты, душевые и туалеты, иные помещения, не связанные с хранением лекарственных препаратов. Вопрос кажется мелким и даже смешным, но правовой пробел в именовании таких помещений приводил к множеству спорных ситуаций при проверках;
- изменен срок хранения журнала контроля температуры хранения ЛП до 1 года — таким образом, устраняется противоречие между нормативными документами, существовавшее ранее;
- появилась возможность хранения препаратов предметно–количественного учета (за исключением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ) не в металлических и деревянных шкафах, а в опломбированных помещениях.
Решен и один из наиболее болезненных вопросов аптеки — отменяется норма о злополучном полуметре от стены. Это требование очень затрудняло работу аптечных организаций, и мы как профессиональная ассоциация долгое время обращали внимание на важность данной проблемы.
Однако появляется новое правило, усложняющее фармацевтическую деятельность. Теперь, с учетом поправок, на одной полке в едином пространстве нельзя совмещать БАД и лекарственные препараты. С одной стороны, эта норма будет полезна с точки зрения информирования пациента, и такое разделение можно только приветствовать. С другой же стороны, аптечные организации не располагают большими площадями и им будет трудно выполнить данное требование на практике.
И еще один важный шаг — Надлежащая аптечная практика наконец–то "расшифровывает" понятие фармацевтического консультирования. Документ дает подробный ответ на вопрос фармспециалиста: что именно необходимо рассказывать при консультировании покупателя–пациента?
В то же время вызывают вопросы требования к информации на ценниках лекарственных препаратов. Для любой другой продукции может быть указано только "наименование товара, сорт (при его наличии), цена". Для лекарственных же средств перечень достаточно обширен.