15 лет в фармацевтическом маркетинге (опыт развития и управления продуктовым портфелем, маркетинговых коммуникаций и выведения на рынок фармацевтических торговых марок)
В 2023 году мы наблюдали стагнацию фармрынка: он показывал сдержанные темпы роста в денежном аспекте (в основном за счет инфляции) и падение в натуральном выражении.
Значительных перемен в доступности лекарств сегодня не видно: с точки зрения самого наличия медикаментов в 2022-2023 гг. фармрынок не потерял в объемах номенклатуры.
На наш взгляд, физическая доступность лекарственных препаратов уменьшается незначительно (ведь существует масса дженериков) и зависит от нескольких факторов.
Наверное, главный иностранный компонент в структуре отечественной фармотрасли — перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов. В 2023 г. он отмечает тридцатипятилетие со дня своего создания. К этой дате основной список медикаментов подошел с несколькими нерешенными вопросами, первый из которых — сама возможность приобрести включенное в него лекарство. И проблема не только в цене.