Аптеки ждет проверка на прочность
Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Групп"
Итоги прошедшего года внушают оптимизм: налицо рост фармрынка (коммерческий рынок лекарств за первые одиннадцать месяцев увеличился на 11,5% в рублевом эквиваленте и на 11% в упаковках), при этом одним из основных драйверов роста стала вышедшая на финальную прямую программа "Фарма–2020" (выполнение основных положений, увеличение локализации производств).
Среди негосударственных аптечных учреждений продолжается тенденция к увеличению их численности (до 63 тыс., 7% — рост по сравнению с 2016 г.), что в нынешней экономической ситуации можно считать достаточно высоким показателем.
Рост числа аптек усиливает между ними конкуренцию, как за потребителя, так и за бюджеты фармпроизводителей на продвижение, в связи с чем трейд-маркетинговые мероприятия будут напрямую влиять на доходность.
Работать становится все сложнее: введение новых правил, высококонкурентная среда, падение доходов населения, вследствие чего трендом стало как усиление потребительского патриотизма (покупка недорогих отечественных препаратов), так и ситуация, при которой люди в аптеках просят провизора продать им более дешевые аналоги дорогостоящих лекарств.
Для аптечных учреждений прошлый год оказался плодотворным и в части законотворческих новшеств. Среди которых особое место заняло внедрение новых правил отпуска лекарственных средств и правил надлежащей аптечной практики, а также введение риск–ориентированного подхода к проверкам аптек, утверждение надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных средств, отмена закона №44-ФЗ для аптечных ГУП и МУП (что значительно облегчит их деятельность при осуществлении закупок лекарств и остановит сокращение ассортимента).
В 2018 г. процесс адаптации работников аптек к новым условиям работы завершится. Но то, что этот процесс пройдет не гладко, стало заметно уже по итогам ноября 2017 г., когда объем коммерческого рынка по сравнению с предыдущим месяцем упал на 6%.
Наряду с сезонными факторами и с некоторой стабилизацией в экономике, эксперты связывали это в т.ч. с утверждением новых правил отпуска лекарств, введение которых повлияло на аптечные продажи.
Работа в новых условиях, а также возможное введение торговли ОТС-препаратами в продуктовых магазинах станет для каждой аптеки своеобразной проверкой на прочность. Чтобы снизить возможные негативные для аптечного сектора последствия этой инициативы, государство в лице ФАС России даже предложило вывести аптеки из-под действия закона "О торговле", что позволит увеличить максимальный размер вознаграждения от поставщиков продовольственных товаров (БАД, детское питание).
На развитие аптечной отрасли в 2018 г. будут влиять и новая система учета лекарственных средств, а также введение обязательной маркировки всех лекарств, что, с одной стороны, позволит обеспечить полный контроль передвижения лекарственных средств от упаковки до потребителя, но, с другой стороны, может вызвать дополнительный рост цен и ускорит процесс вымывания дешевых препаратов с рынка.
Законодательное регулирование отрасли продолжится. В 2018 г. аптеки ожидает введение онлайн–продажи ОТС–лекарств, которые присутствуют в торговом зале и помещениях хранения, внедрение полноценной системы электронных рецептов (единая база, электронная подпись, штрих–код), установление единых правил описания лекарственного средства для медицинского применения и единая процедура закупки лекарственного средства для государственных и муниципальных нужд, введение новой системы учета операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесение данных о сотрудниках в Федеральный регистр медработников.
В целом, все перечисленные моменты являются важными нововведениями, которые сделают наше здравоохранение более доступным, а фармацевтическую отрасль, учитывая ее социально значимый характер, более цивилизованной. Тем не менее в стране остаются нерешенными глобальные вопросы — такие, как несовершенство законодательства, кризисное состояние российской экономики и недостаточное госфинансирование фармацевтической отрасли, а также отраслевые проблемы: сложности при регистрации новых лекарственных средств, неочевидная система регулирования ценообразования и неоптимальная организация госзакупок лекарств.