ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДИСТАНЦИОННЫЙ ОТПУСК

Шилова Маргарита
Заместитель руководителя комитета по фармдеятельности Новосибирского отделения "ОПОРА России"

По рейтингу аптечных сетей за 9 месяцев 2019 г., сформированному аналитической компанией DSM Group, крупнейшим игроком является АСНА с долей в 13,2% в коммерческом сегменте. На втором и третьем местах со значительным отрывом — "Ригла" (6,2%) и "Эркафарм" (5,0%). Продолжается консолидация аптечных сетей. Доля одиночных аптечных организаций, которые не входят ни в какие ассоциации и сети, составляет всего 15%.

При этом таких понятий, как "аптечная ассоциация" и "аптечная сеть", в действующем законодательстве нет. Деятельность таких организаций регулируется Федеральными законами: от 12.01.96 №7–ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 01.12.07 №315–ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Однако положение сетей и ассоциаций может измениться. В марте 2019 г. депутаты Госдумы предлагали установить правовой статус аптечных ассоциаций, объединяющих аптечные организации и аптечные сети, и законодательно закрепить само определение «аптечные ассоциации», а также запретить им выполнять коммерческие функции. На сегодня в стадии разработки другой законопроект — об аптечных сетях.

В открытом доступе он пока не размещен. Поэтому сложно говорить, как он повлияет на отрасль. Но понятен юридический контекст. Ранее широко обсуждали такие инициативы Государственной Думы:

  • ограничения на заключение маркетинговых договоров, предусматривающих коммерческий ввод товара и продажу только одного лекарственного препарата в рамках одного МНН (эксклюзивные маркетинговые договоры);
  • ограничения по максимально допустимой доле на рынке для аптечных сетей…

Если эти пункты будут включены в законопроект, то ситуация коснется, прежде всего, крупных региональных сетей и производителей, делающих ставку на продвижение препаратов через маркетинговые договоры.

Почему региональных?

Сегодня предложена такая максимальная доля: 35% в пределах субъекта РФ и 15% — на российском рынке (в первой редакции предложений цифры были значительно меньше). В федеральном масштабе это может затронуть только союз АСНА, и то в случае его прироста.

Иначе обстоит ситуация на уровне регионов: 11 аптечных сетей в 11 же субъектах Федерации имеют долю более 35%. Выходом для таких сетей будет реструктуризация.

Проблема «ценовых войн» и иных видов неравноправной конкуренции обсуждается уже много лет.

Но в чем же ее причины?

На мой взгляд, неравная конкуренция возникает за счет таких особенностей (свойственных крупным игрокам аптечного рынка):

  • возможности заключать прямые договоры на поставку товаров аптечного ассортимента с производителями (минуя дистрибуторов);
  • получения скидок от дистрибуторов;
  • более выгодных маркетинговых договоров с производителями;
  • реализации товаров аптечного ассортимента под СТМ и УСТМ;
  • сегментирования аптечной сети (дискаунтер, средний сегмент, премиум–класс);
  • возможности курьерской доставки на дом аптечного нелекарственного ассортимента. А это и парфюмерные и косметические средства, и средства гигиены, и медицинская техника, и предметы для ухода за больными и новорожденными.

Что посоветовать здесь среднему и малому аптечному бизнесу?

У одиночных аптечных организаций есть определенные преимущества перед сетевыми. Это:

  • шаговая доступность;
  • гибкость в формировании ассортимента;
  • продленный график работы;
  • "дополнительные опции" для посетителей — например, консультации врачей, измерение артериального давления;
  • быстрая скорость принятия управленческих решений.

Зачастую можно видеть покупателей, отказавшихся от низких цен и длинных очередей, чтобы приобрести все быстро, в одном месте и в спокойной обстановке.

В ближайшее время конкуренцию аптечным организациям составят не только крупные сети. Но и различные неаптечные игроки — "Почта России", сервисы дистанционного заказа...

У "Почты России" — 42 тыс. отделений. 30 тыс. из них — в сельской местности. И здесь эффект будет неоднозначным.

С одной стороны — почтовый оператор, занявшийся фармацевтической деятельностью, ухудшает положение аптечных организаций в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, с другой — повысит доступность лекарственного обеспечения населения. В городах же "Почта России" будет проигрывать аптечным организациям — по уровню сервиса, из–за невозможности вести фармацевтическое консультирование и, скорее всего, в ценовой политике.

Если говорить про сервисы дистанционного заказа, то, по данным DSM Group, за 9 месяцев 2019 г. они демонстрируют значительный прирост к аналогичному периоду 2018–го. Так, Аптека.ру увеличила оборот на 220%. "ЗдравСити" — на 270 %. "Е–аптека" — на 20%. И они стали занимать долю коммерческого рынка 2,5%, 0,2% и 0,4% соответственно.

Развитие сервисов дистанционного заказа сказывается на мелкой и средней аптечной рознице. Часть аптечных организаций отмечает: хоть сервисы и позиционируют себя как инструменты для привлечения дополнительных клиентов — они могут оказаться... конкурентами. Покупатели не приобретают ничего кроме непосредственно интернет–заказа. А сами препараты и иной ассортимент по ценам оказываются ниже, чем представленные в аптечной организации или пункте выдачи, на ваше усмотрение.

Оппоненты же замечают, что все это зависит от квалификации фармацевтических работников.

Что касается торговли лекарственными препаратами с доставкой на дом...

Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом" защищает интересы фармацевтической отрасли. Ведь он разрешает розничную торговлю дистанционным способом только аптечным организациям. Спорным остается момент: кто должен осуществлять доставку лекарственных препаратов?

Данный вопрос также необходимо решить законодательно, опираясь на уже действующие нормативно–правовые акты.

Само по себе разрешение дистанционной торговли лекарственными препаратами может лишь частично решить вопрос их доступности:

  • для маломобильных категорий граждан;
  • для населения, проживающего в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных населенных пунктах. Доставка может оказаться дороже самих лекарственных препаратов.

В основном это будет дополнительный сервис для аптечных организаций.

Но останутся нерешенными другие проблемы доступности лекарственных средств.

Как быть малоимущим гражданам?

Как получить лечение пациенту, если наблюдается дефектура препаратов из-за их перерегистрации?

Как не остаться без препарата, если перерегистрируется предельная отпускная цена производителя?

И, наконец, как быть, если препарат просто снят с производства из-за его низкой рентабельности?

Ответы на все эти вопросы дает вовсе не дистанционная торговля.

По определению, доступность лекарственных средств — возможность удовлетворить потребности населения (включая социально незащищенные группы) в соответствии с терапевтическими показаниями.

Улучшить ее возможно с помощью:

  • во–первых, налогового вычета на все лекарственные препараты, назначенные лечащим врачом и приобретаемые налогоплательщиком за счет собственных средств.

Сегодня такая возможность есть, но у нее есть и ограничения: социальный налоговый вычет — в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 тыс. руб. за налоговый период. Таким образом, максимальный размер компенсации за приобретенные лекарственные препараты — 15 600 руб. (13% от 120 тыс. руб.);

  • во–вторых, программы лекарственного возмещения, предполагающей бесплатное получение всех самых дешевых лекарственных препаратов из группы взаимозаменяемых лекарственных препаратов в случае, если они назначены врачом.

Если пациент/покупатель хочет приобрести другой лекарственный препарат из группы взаимозаменяемых лекарственных препаратов, то он может это сделать из собственных средств.

Внедрение такой программы позволит гарантировать доступ к необходимым лекарственным средствам — для всех граждан вне зависимости от их социального статуса и материального положения;

в–третьих, путем обоснованного расширения перечня категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами.

Хотела бы сказать и о включении аптечных организаций в систему здравоохранения. Именно это позволит изменить в лучшую сторону отношение населения к непосредственно аптечным организациям, фармацевтическим работникам, фармацевтической помощи. А значит и к самому процессу лечения.

Что здесь можно добавить?

Алтайская Екатерина
30.01.2020
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
RegLek_бан
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться