ЛЮБЫМ ПЕРЕМЕНАМ НУЖЕН ТРАНЗИТНЫЙ ПЕРИОД

Романова Ирина
Генеральный менеджер бизнес–подразделения безрецептурных препаратов и товаров для здоровья Санофи в зоне Евразия

В любом случае мы придем к ситуации, когда государство будет строже регулировать взаимодействие между производителем и аптечными сетями. Крупные индустрии, например, продуктовая розница, уже давно работают по таким правилам.

На мой взгляд, любые регуляторные инициативы в фармацевтической отрасли должны способствовать повышению доступности лекарственных препаратов для населения как с точки зрения территориальной доступности, так и финансовой. В свою очередь, любые преференции убивают конкуренцию. Причем не имеет значения, в чью сторону эти преференции оказываются: отечественных или импортных препаратов. Также важно, чтобы «правила игры» были одинаковыми для всех: в таком случае рынок адаптивно "подстроится" под законодательство. А какой именно препарат выбрать, покупатель должен решать сам, основываясь на рекомендации специалиста и своих симптомах.

Мы понимаем, что аптечные сети довольно часто уменьшают свою наценку на дорогостоящие препараты, чтобы им было легче их продать. Если стоимость препарата невысокая, то у них есть определенный люфт. Не секрет, что и у людей есть психологические барьеры, из-за которых сложно принять решение о покупке: пороги в 100, 300, 500 и более тысячи руб. Фиксировать наценку неправильно — рынок сам ее отрегулирует.

Считаю, что органическому регулированию цен будет способствовать вступление в силу закона, разрешающего доставку лекарственных средств. "Выход в онлайн" текущих и новых игроков повысит конкуренцию и, в свою очередь, приведет к снижению цен. В этом случае покупательский спрос станет ключевым ориентиром для выстраивания ценовой политики.

Говоря о фиксировании 50% витринной площади за российскими лекарствами, важно понимать, что такой подход спровоцирует рост цен на все зарубежные препараты, вне зависимости от того, есть ли у него российский аналог или нет. Таким образом, многие препараты станут менее доступными для россиян.

Кстати, о доступности. Сейчас мы наблюдаем процесс централизации медицинской помощи — она сконцентрирована преимущественно в больших населенных пунктах. Для более отдаленных территорий недоступность лекарств — это большая проблема, которую поможет разрешить принятие закона об электронной торговле, разрешающего доставку.

Повышение доступности лекарственных препаратов для как можно большего числа россиян — одна из главных наших задач. Большая часть обсуждаемых сейчас регуляторных инициатив направлены на то, чтобы повысить эту доступность, что мы полностью поддерживаем. Другое дело, что, на наш взгляд, любая инициатива должна, во-первых, быть направлена на стимулирование развития отрасли, а не быть ограничительной, а во-вторых, должна быть тщательно выверенной, в т.ч. с участниками рынка — во избежание возможных при переходе на новое регулирование накладок, а значит возникновение риска сбоя в поставках препаратов.
Иными словами, в случае внедрения нового регулирования всегда хорошо иметь транзитный период, чтобы "бесшовно" перейти к новому формату и настроить все бизнес–процессы. Яркий пример необходимости такого периода — проект по маркировке лекарственных средств. Идейно прекрасный проект, который в силу постоянного изменения контекста и условий внедрения сейчас вызывает ряд серьезных опасений практически у всех участников проводящей цепочки на фармацевтическом рынке. Также улучшить развитие индустрии может позволить внедрение инновационных цифровых инструментов, а за счет этого — более высокий уровень автоматизации процессов, возможность решения ряда вопросов в онлайн–формате.

Алтайская Екатерина
25.09.2019
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
Баннер_РЕГЛЕК
BAD2911
 CFO_RussiaBAN
INOPharma2019
бфн_НФРейтинг
Бал_фармБАН
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться