ОКАЗЫВАЯ ПОМОЩЬ, ДОЛЖНА ЛИ АПТЕКА ДУМАТЬ О ВЫЖИВАНИИ?

Еськин Сергей
Генеральный директор маркетингового союза "Созвездие"

Если не сказать больше — достиг критической черты, за которой начинается точка невозврата. Те, кто в новом году перейдет на новую систему налогообложения, прежде всего, столкнутся с дополнительными расходами. А значит — и с необходимостью их компенсировать.

Вариантов компенсации есть несколько: оптимизировать свои расходы и не работать с увеличением доходной части через рост наценки или же скорректировать ценообразование и перенести "центр тяжести" на «конечного потребителя». Есть, правда, вариант "путем увеличения трафика", но тут уж, как мы понимаем, вероятность необходимого результата минимальна. Стоит отметить и необходимость переосмысления качества своего бизнеса: где я теряю своих посетителей? За счет чего они уходят к конкурентам?

У тех, кто работает с небольшим плюсом, есть вероятность, что все останется как есть. Чтобы в погоне за компенсацией дополнительных издержек не потерять лояльность своих покупателей–пациентов. Там, где сегодня минус, собственно, терять уже нечего. Надо перестраивать свою систему ценообразования. Перестать пытаться удивлять мир своими ценами. Кроме социальной составляющей, есть еще и обязанности — платить вовремя зарплату сотрудникам, налоги государству и оплачивать поставки дистрибуторам.

Отмечу, что отмена ЕНВД для ряда аптек обернется, прежде всего, кадровой проблемой: найти "задешево" хорошего, грамотного бухгалтера.

Станет, несомненно, сложнее, еще сложнее оказывать фармацевтическую помощь. А конкуренция — была и будет всегда высокой. Каждый раз, правда, мы будем говорить, что она достигла своей максимальной точки. По отношению к той самой максимальной, что была в прошлом году.

Предполагаю, что все–таки аптечной конкуренции свойственно сместиться из ценового диапазона в сервисный. Мы начнем бороться за посетителя качеством оказываемых услуг, потому что ценовое позиционирование себя практически исчерпало.

Насколько значительно поднимутся цены на лекарства?

Это ведь не решение единого органа — поднять наценку на такой–то ассортимент на столько то десятых процента... Если же обсуждать потенциальные решения, то предположу, что в целом изменений в ценах мы можем и не увидеть. Как минимум — на маркерных позициях. Там, где наш уважаемый покупатель знает уровень цен. Препараты, относящиеся к перечню ЖНВЛП, также вряд ли подвергнутся существенной корректировке в ценообразовании.

Повышение наценки при снижении оборачиваемости товара может привести к негативным последствиям — потере трафика и формированию еще большего минуса. Поэтому говорить о подъеме наценок актуально, скорее всего, исходя из необходимости.

Что уже уменьшило аптечную рентабельность перед отменой ЕНВД?

Рост аптечной нагрузки на население без роста качества оказания фармацевтической помощи. Как следствие — снижение выручки, ухудшение параметров оборачиваемости товара, ухудшение платежной дисциплины в адрес дистрибуторов. И отсюда — сокращение ассортимента и товарного запаса.

Смена НДС — в сторону увеличения — тоже добавила нагрузки на аптеку. Как и "е–коммерс" с несоблюдением стандартных требований, аналогичных традиционной аптечной организации. Их, как обычно, много — этих самых факторов, из–за которых бизнес теряет привлекательность... Есть и еще один фактор, не обусловленный действиями иных лиц или новыми законами, — ожидание. Ожидание того, что наступит время, придет что–то. Вместо реальной постоянной работы над непрерывными улучшениями в своем бизнесе. Те, кто остановился и ни во что не верит, уйдут с рынка.

Внешние факторы — как тренировочный комплекс с постоянно меняющейся нагрузкой на разные группы мышц. Они всегда должны работать на повышение эффективности и конкурентоспособности. Сначала идет процесс адаптации, потом — совершенствования.

Чтобы бизнес стал доходным и устойчивым. Большая часть этой эффективности лежит в работе с ассортиментом и качественным товарным запасом.

Какой комплекс мер поддержки нужен аптечным предприятиям в целом?

Мне кажется, что, если речь идет о создании климата для бизнеса, он не должен быть экстремальным. Давайте отталкиваться от целей аптечного сообщества. А это оказание качественной фармацевтической помощи как неотъемлемого компонента в решении задач по улучшению качества жизни и ее продолжительности.

Оказывая помощь населению, должна ли аптека в это время думать о своем выживании? Думать, как выстоять, как найти ресурсы, чтобы заплатить зарплату вовремя, оплатить налоги, принять участие в благотворительных акциях?!

Напомню, что важной составляющей для всех фармацевтических специалистов является непрерывное совершенствование знаний, обучение.

Чтобы создать адекватные условия для развития бизнеса, необходимо погрузиться в этот самый бизнес с головой и не делать поспешных выводов. Вообще, должна появиться сама по себе такая задача: создание необходимого и достаточного комплекса мер для поддержки и развития аптечной розницы.

Алтайская Екатерина
25.10.2019
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
Beauty
Logic
 
 

Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться