Провизор лучше разбирается в коммерции, чем в химии
Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Груп"
Согласно прошлогоднему опросу, представители кадровых служб почти половины опрошенных фармкомпаний и аптечных сетей заявили о нехватке профессиональных кадров, тем не менее отметив, что ситуация выправляется и уже не выглядит настолько критичной как десятилетие назад.
Действительно, дефицит работников в аптеках постепенно сокращается. Но повышается ли квалификация провизоров и фармацевтов?
Ведь провизор должен уметь не только отпустить покупателю-пациенту необходимое лекарство. Фармспециалист должен хорошо ориентироваться в огромной номенклатуре лекарств и сопутствующих аптечных товаров и быть готовым дать грамотную консультацию даже самому дотошному посетителю. Объяснить, как следует принимать лекарство, какие у него могут быть побочные эффекты, а при необходимости правильно подобрать аналог. При этом в консультации работника аптеки заинтересованы не менее 8 человек из 10.
При таких нагрузках качественно работать с покупателями-пациентами по силам только высококвалифицированным и стрессоустойчивым сотрудникам, которые претендуют на высокую заработную плату. Однако небольшие аптечные сети — в целях минимизации расходов — скорее окажут предпочтение специалисту со средним образованием из региона, готовому пройти повышение квалификации, но с более скромными запросами по уровню оплаты труда.
Невысокая зарплата — одна из основных причин высокого уровня текучести персонала. И преодолеть ее пока невозможно. Неудивительно, что работа провизором чаще рассматривается работником или выпускником вуза как временная, дающая возможность получения знаний для профессионального роста и перехода на более престижное место. К примеру, из 250 выпускников Института фармации и трансляционной медицины МГМУ им. И.М. Сеченова лишь третья часть готова работать в аптеке. Это объяснимо: аптека сегодня не может конкурировать по зарплате с работой на фармпроизводстве, в лаборатории или в компании-дистрибуторе.
На наш взгляд, начинать следует с реформы профессионального образования. Именно здесь — множество вопросов, которые необходимо решить в первую очередь. Основная проблема — недостаток отраслевых образовательных учреждений. Поступить на очное отделение очень сложно, а стоимость внебюджетного обучения высока. Официально дефицита аптечных кадров нет, как нет и необходимости увеличения учебных мест для абитуриентов: соответствующей статистики не существует.
Среди других пробелов, связанных с подготовкой персонала для аптеки, можно выделить:
- невозможность образовательных программ угнаться за меняющейся действительностью (новые технологии, новые ЛС, новые компетенции);
- недостаток практической подготовки и необходимость дополнительного обучения выпускников;
- недостаточную подготовку исследовательских кадров;
- нехватку высокотехнологичного оборудования на кафедрах;
- слабое взаимодействие между вузом и работодателем.
В результате обучения современный провизор лучше разбирается в коммерческих технологиях, в управлении и экономике фармации, чем в вопросах фармацевтической химии. Неудивительно, что аптечное изготовление лекарств по индивидуальным рецептам практически сошло на нет, оставшись, в основном, в немногочисленных государственных и муниципальных аптеках.
И чем дальше от крупного города, тем острее встает вопрос кадрового дефицита и слабой квалификации аптечных работников. Доходит до того, что к работе в качестве консультантов привлекаются сотрудники с медицинским образованием.
Ситуацию с дефицитом рабочих кадров может дополнительно усугубить доставка лекарств на дом: с большой вероятностью курьеру, который будет развозить медикаменты по адресам, будет также необходимо иметь профильное образование. Но смогут ли аптеки повсеместно выполнить данное условие — вопрос открытый. А вот требования к квалификации аптечного персонала становятся все более жесткими: вступили в силу Правила надлежащей аптечной практики, стала необходимой программа адаптации новых сотрудников, введена обязательная аккредитация фармацевтов и провизоров. Однако проблем еще много и решать их нужно, в первую очередь, на стадии подготовки аптечных работников.
На наш взгляд, государство должно стимулировать поступление в профильные вузы и колледжи. В идеале необходима целевая подготовка специалистов для конкретных фармацевтических производств.