"ТРИ КИТА" АПТЕЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ–2020

Шульга Ярослав
Основатель аналитического агентства Shulga Consulting Group

Во–первых: опираясь на данные аналитических агентств, мы не можем говорить о стабильной многолетней тенденции к увеличению объемов аптечной розницы в натуральном выражении. А периодические позитивные изменения в денежном эквиваленте можно объяснить инфляционными процессами.

При этом консолидация аптечных сетей продолжается. "Сильные" игроки становятся еще сильнее — они по–прежнему усиливают свои позиции, в т.ч. за счет поглощения небольших сетей и "вымывания" с рынка одиночных аптек.

В связи с введением маркировки с большой долей вероятности можно прогнозировать и отмену специальных налоговых режимов — без каких–либо каникул и послаблений. А это опять же ударит по малым игрокам, не имеющим (или ограниченно имеющим) доступ к деньгам производителей.

Очевидно, что покупательская способность остается на низком уровне: сами правительственные структуры признают проблему низких доходов населения. Мог бы продолжить этот список, но ведь очевидно, что ситуации "рынок растет, все растут, всем хорошо" — в ближайшей перспективе не предвидится.

Во–ых: несмотря на то, что стабильной, многолетней "инвестиционно интересной" тенденции роста аптечной розницы в натуральном выражении не наблюдается… Тем не менее для игроков с "других рынков" сам по себе объем аптечной розницы в денежном выражении "оптически привлекателен". Попытки «поучаствовать» будут продолжаться.

В–третьих: не жду, что принятие закона о дистанционной продаже лекарственно–фармацевтической продукции в первые же дни вызовет какие–то "тектонические" перемены. Но то, что процессы перераспределения покупательских потоков начнутся и будут развиваться, — это однозначно.

Дистанционная продажа в данном случае не только очередной канал, не только очередной инструмент взаимодействия с покупателем–пациентом. Но и возможность "поучаствовать" в битве за деньги, за объемы аптечной розницы. Действующим игрокам и тем, кто, казалось бы, априори на этот рынок "зайти" не может. Но имеет компетенции и ресурсы в области IT и/или логистике.

Кстати, еще до принятия закона отдельные участники рынка уже активно реализуют доставку лекарственно–фармацевтической продукции непосредственно "до двери". Я не готов прокомментировать это с точки зрения действующего законодательства и гражданской ответственности. Однако, с точки зрения развития бизнеса, подготовки к "борьбе за дистанционного покупателя", с точки зрения отладки бизнес–процессов, — это весьма здравый, грамотный и опережающий шаг.

Что посоветовать малым участникам рынка?

Конкуренция в нашей стране, по всей видимости, еще достаточно продолжительное время будет именно ценовой, а не сервисной. Ну или преимущественно ценовой. Это, на мой взгляд, ключевой фактор.

И, кстати, цена еще долгое время будет главным (или одним из главных) фактором выбора со стороны покупателя-пациента. И собственно демпинговые подходы, игру на грани фола с точки зрения балансирования на точке безубыточности — мы еще увидим. Будет интересно.

Алтайская Екатерина
30.01.2020
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
RegLek_бан
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться