Проблемы отрасли известны. Давайте их решать вместе
Недобросовестная конкуренция или вовсе ее отсутствие, одни и те же нарушения в работе аптечных учреждений, выявляемые контролирующими органами, двоякая роль аптечной службы — то ли торговые точки, то ли учреждения системы здравоохранения…
Поставим в этот ряд постоянные опасения розницы разориться из–за поступающих инициатив Правительства РФ, среди которых возможное разрешение продуктовым магазинам торговать безрецептурными лекарственными препаратами, кризис неплатежей поставщикам, — эти проблемы розницы российского фармацевтического рынка хорошо знакомы.
Вместе с представителями регуляторных органов (Минздравом, Федеральной антимонопольной службой, Минпромторгом и др.) делегируемые аптечными организациями представители организаций профессиональных пытаются найти эффективные решения. Диалог налажен. И это было особенно заметно на состоявшихся весной этого года двух значимых для фармацевтической отрасли событиях — первом съезде союза "Национальная Фармацевтическая палата" (НФП) и Российском фармацевтическом форуме, ежегодно организуемом Институтом Адама Смита (Лондон), в рамках которого проблемам фармацевтической розницы была посвящена отдельная сессия.
И если на Российском фармацевтическом форуме больше обсуждались вопросы, так или иначе связанные с деньгами, доходностью розницы, то на съезде НФП поднимались и темы гуманитарного характера.
Эксперты Темы МА детализируют ключевые проблемы отрасли и предлагают свои варианты их решения, подчеркивая, что во многом рукотворные проблемы отрасли можно решить при активном участии всех — от первостольника и главы фармкомпании до законодателя и министра.
АПТЕК МНОГО, КОНКУРЕНЦИИ НЕТ
В стране насчитывается 50 тыс. аптечных организаций. В городах-миллионниках продается 70% всех лекарственных средств, обращающихся на нашем рынке.И Министерство здравоохранения РФ, и Федеральная антимонопольная служба отмечают высокую концентрацию аптечных организаций на российском фармрынке (в одном здании буквально в двух шагах друг от друга могут находиться по две-три аптеки) и в то же время рост доли крупнейших аптечных сетей, которая только за прошлый год увеличилась с 19 до 24%. И при таких внушительных цифрах "нет у нас никакой конкуренции на рынке, есть некая вакханалия, разброд и шатание, отсутствие стратегии у большинства игроков". Таково мнение Александра Филиппова, генерального директора аптечной сети "Ригла". Перспектива розницы не в том, кто как растет (топ–менеджер, кстати, критикует многочисленные рейтинги и не видит в них особого смысла), а в том, во что вкладываются средства, и какой результат получается. Компаниям следует повышать эффективность, конкурентоспособность, а не гнаться за рейтингами. "Отслеживать, кто на какое место переместился... Разве в этом бизнес?" — отмечает А. Филиппов. Глава аптечной сети уверен, что "все проблемы компаний внутри". Кто виноват, что принимаются неверные решения? Например, открыть аптеку с арендой в 1млн 300 руб. буквально через стену от другой аптеки, которая платит аренду в два раза меньше? И еще жаловаться, что рынок низкомаржинальный и высококонкурентный.
Разговоры по ограничению количества аптечных организаций ведутся уже давно. В советское время одна аптека по нормативам должна была обслуживать 6 тыс. человек и находиться на расстоянии не менее 500 метров от другой. Сейчас к одной аптеке "прикреплены" в среднем 1,5 тыс. человек и открываются аптечные учреждения "дверь в дверь".
Что касается сетевой монополизации аптечных сетей, то директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина, выражая точку зрения ведомства, считает целесообразной разработку Федеральной антимонопольной службой мер профилактики такой монополизации. Ждут предложений от ФАС.
АМБИЦИИ ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА
Фармацевтическая розница находится в тревожном ожидании разрешения продуктовому ритейлу торговать безрецептурными лекарственными средствами. Александр Филиппов, генеральный директор аптечной сети "Ригла", рад, что пока этого не произошло. В продуктовом ритейле жесткая конкуренция, качественно другие технологии. "Они за 2–3 года подомнут всю нашу поляну, ничего не останется делать", — считает глава "Риглы".
"Ни к чему продуктовому рынку брать на себя функцию продажи лекарств", — уверена Наталья Самарина, директор аптечной сети "Алоэ" (Санкт–Петербург). Есть эффективные форматы сотрудничества, например, shop–in–shop, т.е. "магазин в магазине". По ее данным, размещение аптек сети (субаренда) на территории крупных сетевых магазинов привело к увеличению выручки и аптечной, и продуктовой сети на 6%.
Современные покупатели любят мультибрендовые торговые точки.
Александр Апазов, президент "Национальной Фармацевтической палаты", опасается, чтостремление продуктовых сетей продавать лекарства без получения соответствующей лицензии поставит фармрозницу в неравные условия. "Аптека — это лицензионное учреждение, а они хотят продавать лекарства без лицензии, это неконтролируемая деятельность. Лицензионные требования — это более–менее равные условия работы", — считает он. НФП планирует и дальше отстаивать свою точку зрения перед органами государственной власти (Правительством РФ, Госдумой, Советом Федерации и лично Валентиной Матвиенко, которая по первому образованию провизор) о невозможности продажи лекарственных средств в торговых сетях без получения специального разрешения. В противном случае, как прогнозируют эксперты рынка, до 40% объема продаж может быть выведено из аптечных сетей, что приведет к нерентабельности многих аптечных организаций и, как следствие, естественной санации рынка и ухудшению условий для оказания полноценной фармацевтической помощи населению. По мнению экспертов, ослабит фармрозницу и возможная легализация с 2017 г. интернет–торговли лекарственными средствами, когда на рынок могут прийти непрофильные игроки, например, "Озон.ру", которые более компетентны с точки зрения доставки, чем как участники фармрынка.
АПТЕЧНЫЕ СЕТИ РАЗБАЛОВАНЫ ДО НЕПРИЛИЧИЯ
Участники и эксперты розничного фармацевтического рынка отмечают появившуюся относительно недавно, всего пару лет назад, новую философию, если так можно выразиться, — аптечные сети перестают платить за продукцию поставщикам. Проблема финансовой дисциплины не нова, но сейчас она особенно заметна. Все большее количество аптечных сетей позволяют себе такое поведение, дурной пример с легкостью подхватывают другие, особенно в регионах. Стоит одному не заплатить, обвинив дистрибутора в желании оставить "без штанов", как начинается эпидемия неплатежей. При этом сети не боятся последствий, в суды поставщики, как правило, не идут, да и между поставщиками тоже нет единства: не отгружает товар один, на его месте тут же появляется другой, чтобы через какое-то время остаться ни с чем. Евгений Нифантьев, генеральный директор аптечной сети "Нео–Фарм", называет такое положение дел "злокачественной опухолью на теле фармрынка". А после определенной стадии опухоль может стать неоперабельной.
К ПРОВЕРКАМ НЕ ГОТОВЫ
По данным Росздравнадзора, который осуществляет государственный контроль обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок, каждая вторая (!) проверенная организация в рамках плановых контрольных мероприятий нарушает действующее законодательство РФ при обращении лекарственных средств. "Вы знаете, что к вам придут с проверкой, вы готовитесь, и вы не готовы", — говорит Ирина Крупнова, начальник Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора. По результатам проведенных Росздравнадзором проверок состояния аптек в 2015 г. было принято 764 решения о наложении административного штрафа, 17 лицензий аннулированы и еще 14 — приостановлены. Сумма штрафов и количество предписаний растет, так же как и увеличивается число организаций, вовремя не устраняющих нарушения.
И. Крупнова рассказала, что общая картина жалоб такова: из 10 обращений граждан 9 связаны с тем, что их просто обидели в аптеке. "Мы вас не обслужим; пришли с пятитысячной купюрой, где мы возьмем с утра сдачу; аптечные работники не объясняют, что рецепт выписан неправильно; иногда просто нахамят; попросят с коляской выйти из аптеки, чтобы полы не пачкали, не смущает даже то, что ребенок будет ждать один на улице", — таков список жалоб на аптечных работников, озвученный представителем Росздравнадзора. И только в одном случае из 10 потребитель жалуется, что ему выдают в аптеке препарат не из холодильника.
Ошибки в аптечной организации случаются, по убеждению Ирины Викторовны, из-за отсутствия сформированной системы управления качеством (часто сотрудники проверяемой аптеки не знают, что такое валидация, температурное картирование, не знают, какие препараты стоят на предметно–количественном учете и пр.), а также из–за отсутствия ведущей роли руководства (особенно это заметно, когда управленцы приходят в аптеку из косметической, продуктовой и др. отраслей).
Она также рассказала о переходе Росздравнадзора при проведении проверок на риск-ориентированную модель. Все организации будут проранжированы по риску деятельности, будет определена периодичность контрольных мероприятий. Планируется ввести систему обязательных открытых чек–листов, которые позволят аптечному руководству тщательно подготовиться к проверке, а также обсуждается возможность ранжирования аптек по степени риска: в зависимости от ранга, который будет присуждаться аптеке по результатам проверки, число контрольно–проверочных мероприятий будет увеличиваться или уменьшаться. Система ранжирования еще только формируется. Сейчас в ведомстве "ищут нормы контроля, чтобы дисциплинировать тех, кому они неинтересны, кому интересен только стук кассового аппарата".
СТАНДАРТ НАДЛЕЖАЩЕЙ АПТЕЧНОЙ ПРАКТИКИ
Повышению дисциплины в фармацевтической рознице должно способствовать принятие Стандарта надлежащей аптечной практики (официальное название — "Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения"). Разработка проекта документа проводится Департаментом лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения РФ совместно с представителями Росздравнадзора, референтных групп, НФП и др. профессиональных общественных организаций. Проект размещен на федеральном портале правовой информации regulation.gov.ru Он прошел общественное обсуждение, внесены поправки, а сейчас готовится заключение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия и проводится независимая антикоррупционная экспертиза.
По словам исполнительного директора союза "Национальная Фармацевтическая палата" Елены Неволиной, есть надежда, что до 1 июля 2016 г. Стандарт будет принят с учетом всех замечаний, которые в целом носили косметический характер. Отрицательных отзывов от практиков не было. Единственное сожаление, которое высказал в отношении процесса подготовки Стандарта Дмитрий Целоусов, исполнительный директор ААУ "СоюзФарма", — это неактивность, безучастностьтех самых практиков, деятельность которых должен регулировать Стандарт. Было мало отзывов и предложений от физических лиц. А ведь Стандарт надлежащей аптечной практики — это некий установочный документ, общее руководство, как и что нужно делать в аптеке, чем руководствоваться.
Как заметила на съезде НФП Елена Неволина, «жаль, что присутствуют одни и те же лица. С одной стороны, конечно, это приятно, но с другой — мы не можем преодолеть инертность многих наших фармацевтических работников, которые считают, что другие должны что–то решать". И 289 человек в составе НФП подтверждают слова Елены Викторовны об инертности работников фармрозницы.
"Такая цифра удручает, иногда даже руки опускаются. Но кто будет все делать?" — заметила Е. Неволина. Она уверена, что Стандарт надлежащей аптечной практики должен стать тем документом, который поможет правильно ориентироваться, любое контрольное мероприятие воспринимать как нормальный рабочий процесс и создать систему качественного управления аптечной организацией.
ТОРГОВЕЦ ИЛИ УЧАСТНИК СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?
Ответ на этот вопрос — определяющий для аптечной организации. Известно, что как яхту назовете, так она и поплывет. И если на Российском фармацевтическом форуме такой вопрос не поднимался, то на съезде НФП был одним из главных. Александр Апазов уверен, что необходимо изменить отношение к аптечным работникам, которые должны участвовать в лечебном процессе, аптечная же система должна стать учреждением здравоохранения.
"Если нас называют торговыми работниками, так мы и должны идти по стезе торгового работника — продавать лекарства. Но мы должны быть внесены в систему органов здравоохранения", — считает А. Апазов.
Решение обозначенных вопросов позволит в дальнейшем создать профессиональную и высокоэффективную аптечную систему, чтобы на рынке остались организации, реализующие качественные препараты для лечения населения, чтобы сохранилась экономическая и физическая доступность лекарств и чтобы обслуживание населения, а также лояльность потребителя к аптекам поднялись на качественно иной уровень.
Главная цель Стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 г. — экономическая и физическая доступность лекарств.
Основные причины нарушения аптечными организациями лицензионных требований можно разделить на объективные и субъективные.
К сожалению, представители аптек не проявляют должной заинтересованности в рамках работы над Стандартом надлежащей аптечной практики.
Проект приказа "Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" направлен на оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития России в апреле 2016 г. и должен быть принят до конца июня 2016 г.
Проблемы на нашем розничном фармацевтическом рынке, на мой взгляд, все рукотворные. Мы можем их решить.
Качество предоставляемых услуг провизорами и фармацевтами — одна из приоритетных задач в нашей отрасли.
НФП стала соучастником процесса написания Стандарта надлежащей аптечной практики.
Говоря о государственном контроле в сфере обращения лекарственных средств, мы констатируем: каждая вторая проверенная организация в рамках плановых контрольных мероприятий нарушает действующее законодательство РФ при обращении ЛС.