DSM Group: аналитический обзор рынка — февраль 2016
По данным исследовательской компании DSM Group, объем коммерческого рынка лекарственных препаратов (ЛП) в ценах закупки аптек в феврале 2016 г. сократился на 0,7% по сравнению с январем и составил 46,2 млрд руб. (с НДС). По итогам аптечных продаж за второй месяц 2016 г. коммерческий рынок лекарств в натуральном выражении был равен 315,8 млн упак., что на 18,2% меньше, чем за аналогичный период 2015 г.
Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в феврале 2016 г. по сравнению с январем не изменилась и составила 146,3 руб.
Согласно индексу Ласпейреса, в течение января 2016 г. цены в рублях уменьшились на 0,1%. В долларовом выражении индекс цен снизился на 3,3%. Всего же с начала 2015 г. инфляция цен на лекарства в аптеках страны составила +11,5% в рублевом выражении и 24,1% в долл. США.
Структура коммерческого рынка ЛП в феврале 2016 г. по ценовым секторам кардинально не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.
Продолжилось сокращение доли лекарств с ценовым диапазоном 50–150 руб./упак. (с 15,6% в феврале 2015 г. до 15,3% в феврале 2016 г.), на 2,1% уменьшился удельный вес ЛС стоимостью от 150 до 500 руб. за упаковку (с 49,9% в феврале 2015 г. до 47,8% — в феврале 2016 г.), препараты низшей ценовой группы (дешевле 50 руб./упак.) немного ослабили свои позиции, уменьшив долю с 6,7 до 6,6%.
Лекарства ценой от 500 руб. за упаковку заняли по итогам второго месяца 2016 г. долю 30,3% коммерческого рынка, что на 2,5% больше, чем в феврале 2015 г.
По итогам февраля 2016 г. 58% препаратов, реализованных на рынке, являлись отечественными (в натуральных единицах измерения), однако ввиду своей невысокой цены относительно импортных лекарств, в стоимостном выражении они занимали лишь 29%. Коммерческий сегмент рынка по итогам февраля 2016 г. на 52% был представлен безрецептурными препаратами, и на 48% — Rx–лекарствами.
Рейтинг компаний по стоимостному объему продаж в феврале 2016 г. возглавила компания Bayer, на втором месте — Sanofi, на третьем месте — Novartis.
TOP брендов ЛС по стоимостному объему аптечных продаж в России по итогам февраля 2016 г. возглавил Ингавирин (1,18% от совокупных аптечных продаж), на втором месте — Кагоцел (1,05%) и третьем месте — Эссенциале (0,78%).
Объем российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в феврале 2016 г. увеличился на 4,2% относительно января и составил почти 2,5 млрд руб. В натуральном выражении объем аптечного рынка БАД во втором месяце 2016 г. уменьшился на 16,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составил 22,1 млн упаковок. Средневзвешенная цена упаковки БАД в феврале 2016 г. по сравнению с январем уменьшилась на 5,7% и составила 111,2 руб.