25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

XXI век: Новая фармацевтическая реальность

Ситуация VI. Сверхфармация сверхмалых доз (ч. 4)

Гандель Виктор Генрихович
Член–корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.

Сегодня российская гомеопатия определенно переживает ренессанс. Приказом Минздравмедпрома РФ №335 от 29.11.95 гомеопатический метод признан официальным: ему придан государственный статус, что позволяет врачам всех специальностей включать этот метод в свою практическую деятельность.

В 2016 г. объем рынка гомеопатических препаратов в России составил 8 млрд руб. — было отпущено 20 млн упаковок.

Приказом Минздрава России от 24.08.17 №558н определен порядок регистрации, наряду с другими, гомеопатических лекарственных препаратов, открывший с 1 января 2018 г. широкие возможности их авторизованного применения.

Прошедший в Москве 9–11 апреля 2018 г. Международный научный гомеопатический конгресс "Всемирный день гомеопатии 2018" подтвердил возврат российской гомеопатии в лоно международной альтернативной медицины. Приветствия, направленные конгрессу от Международной медицинской гомеопатической Лиги (Liga Medicorum Homoeopathica Internationalis, LMHI), Минздрава России, медицинского отделения РАН, Еврокомитета по гомеопатии (ECH), Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, общественных объединений — Российской гомеопатической ассоциации, Российского гомеопатического общества, Национального совета по гомеопатии, Национальной ассоциации традиционной и комплементарной медицины, Азиатской гомеопатической медицинской лиги, гомеопатических сообществ различных стран — членов LMHI, продемонстрировали государственное и общественное признание, поддержку учения Ганемана.

Дело за "малым": включить специальности "врач–гомеопат" и "провизор–гомеопат" в медицинский реестр; включить образовательные программы по гомеопатии для врачей и фармацевтов в образовательный процесс; включить гомеопатические аптеки в перечень официальных аптечных организаций и вернуть им статус учреждений здравоохранения; возобновить деятельность Координационного совета по гомеопатии при Минздраве России, возложив на него подготовку врачей-гомеопатов и их лицензирование, решение других административных вопросов.

И все это на фоне параллельно протекающего процесса дискредитации метода Ганемана с привлечением, так сказать, "крупнокалиберной артиллерии" — академической науки. Так, в феврале 2017 г. комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН выпустила меморандум "О лженаучности гомеопатии". В заявлении, под которым стояли 34 подписи, утверждалось, что методы диагностики и лечения, основанные на использовании сверхмалых доз (СМД) различных веществ, не имеют научных оснований и потому лженаучны. Некоторое уточнение: среди 34 подписантов лишь 7 являются членами комиссии по лженауке, остальные — приглашенные эксперты, что, однако, не снижает общественную значимость документа.

В свете изложенного Генеральная прокуратура РФ проанализировала нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья и обращения лекарственных средств, регулирующие вопросы применения гомеопатических методов лечения. В документах надзорного ведомства, опубликованных в апреле 2017 г. по результатам проверки, было отмечено, что действующие нормативные акты в рассматриваемой сфере позволяют использовать указанные методы в практической медицине. "Принятый Комиссией по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме Российской академии наук Меморандум №2 "О лженаучности гомеопатии" не является нормативным актом, обязательным для исполнения. Положения меморандума носят рекомендательный характер, где изложена позиция отдельных ученых", — говорится в официальном ответе Генпрокуратуры[1]. 

В годы "Красного проекта" стойко укоренилось убеждение, у некоторых на уровне подкорки, что "те, кто не с нами, те против нас". Эта приписываемая Владимиру Ленину категоричность неоднократно заводила в тупик даже самые серьезные проблемы, когда вместо возможных и достойных компромиссов дело оборачивалось противостоянием, подчас кровавым.

Однако здесь мы отнюдь не одиноки, если обратить взор на то, что происходит в мире. А в мире происходит почти то же самое, на что мы обратим внимание чуть ниже.

Если рассматривать проблему в целом, можно констатировать свершившуюся актуальность учения Ганемана в 89 странах мира, представители которых объединились в основанную в 1925 г. в Роттердаме Международную медицинскую гомеопатическую Лигу (LMHI) — профессиональное некоммерческое сообщество медицинских и фармацевтических работников, использующих в своей работе принципы и методы гомеопатии, а также активно популяризирующих учение Ганемана в общественной среде, в т.ч. коммуникативной, или, как говорят сегодня, в "паблике".

Этот "гомеопатический мир" экспертно насчитывает порядка миллиона врачей-гомеопатов и фармацевтов–гомеопатов (в одной только Индии — полмиллиона, в Китае корректно подсчитать не удается из–за тесного взаимосоприкосновения методов гомеопатии и традиционной китайской медицины), а также от 250 до 300 млн пользующегося их услугами населения (в отдельных странах — до 60–80%, всего в Европе — примерно 100 млн), если опираться на ежегодные доклады ВОЗ "Мировая статистика здравоохранения"[2].

Суммарный мировой оборот гомеопатических препаратов составляет порядка 50 млрд долл. (~3% оборота лекарственных средств) ежегодно и продолжает расти.

Интернет–контент термина "гомеопатия" сегодня включает более 625 млн результатов (более 170 тыс. в месяц).

Фармакопеи ряда стран, включая США, а также Европейская фармакопея, содержат статьи о гомеопатических препаратах; в Австрии, Великобритании, Германии, Франции, Мексике, Бразилии, Чили и Индии издаются отдельные государственные гомеопатические фармакопеи.

Два слова об Индии, где практикующие врачи-гомеопаты своим подвижничеством, сравнимом разве что с российским земством, внесли существенный вклад в дело приумножения теоретического наследия западных стран, добившись значительного расцвета национальной гомеопатической медицины. Традиционная индийская культура не была настолько пронизана идеями протестантского рационализма и антрополого–диалектического марксистско–фейербаховского материализма, как культура других стран, например, США или Германии. Именно поэтому гомеопатическая концепция не вызвала в Индии отторжения, столь характерного для сегодняшнего западного мира. Тем не менее европейская школа гомеопатии, как и ее индийская «сестра», вносят существенный вклад в развитие гомеопатической теории и практики, а выступления представителей Индии на международных гомеопатических форумах всегда отличаются новизной и тщательной проработкой тематики.

Так было, например, на уже упомянутом конгрессе «Всемирный день гомеопатии 2018», где доклад секретаря по науке LMHI, директора Центрального совета по научным исследованиям в гомеопатии минздрава правительства Индии, доктора Раджа Манчанда и его ассистента доктора Шали Гопинатана, был тепло встречен делегатами и гостями конгресса, а семинар "Гомеопатическое сопровождение пациентов со сложной хронической патологией, включая онкологию" президента LMHI доктора Алока Парика, представителя трех поколений известной династии индийских гомеопатов Париков и учредителя ряда гомеопатических госпиталей и амбулаторий в штате Уттар–Прадеш, вызвал неподдельный интерес.

В декабре 2009 г. ВОЗ выпустила меморандум "Вопросы безопасности применения гомеопатических препаратов», основанный на докладах 400 рецензентов из более 105 стран, констатирующий, что требования к эффективности, безопасности и качеству гомеопатических препаратов не должны отличаться от таковых конвенциональных (традиционных) лекарственных средств, а их производство должно соответствовать требованиям GMP"[3].

Что касается таких заболеваний, как ВИЧ, туберкулез и малярия, ВОЗ недвусмысленно предупреждает об опасности гомеопатической терапии в этих случаях. В письме, направленном ВОЗ в поддержку данной позиции, медики из Великобритании и Африки заявили: "Мы призываем ВОЗ осудить пропаганду гомеопатии для лечения туберкулеза, детской диареи, гриппа, малярии и ВИЧ. Гомеопатия не защищает людей от этих болезней и не лечит их", — подчеркивают авторы[4].

При этом ВОЗ характеризует гомеопатическую медицину как наиболее популярный вид нетрадиционной комплементарной медицины в странах с ежегодным подушевым валовым внутренним продуктом меньше 15 тыс. долл.

Согласно заключению ВОЗ, гомеопатия сегодня является второй наиболее применяемой медицинской системой в мире.

В предисловии к докладу "Стратегия ВОЗ по нетрадиционной медицине на 2014–2023 гг." (издан и на русском языке) указано, что целью организации является помощь странам, стремящимся с максимальной пользой использовать нетрадиционную (дополнительную) медицину, качество, безопасность и эффективность которой подтверждены на практике, для обеспечения доступа всех людей к медицинской помощи. В этом документе 60–летняя китаянка, уроженка Гонконга, Маргарет Чан (Margaret Chan), дважды избранная на должность генерального директора ВОЗ, отметила: "Обновив Стратегию и сделав ее более глубокой, ВОЗ смогла лучше понять, как именно ускорить глобальную интеграцию нетрадиционной медицины и самопомощи в системы здравоохранения"[5].

В докладе подчеркивается, что ВОЗ принимает все разумные меры предосторожности для проверки используемой информации, публикуемые материалы распространяются без какой–либо четко выраженной или подразумеваемой гарантии, а ответственность за их интерпретацию и применение ложится на пользователей.

Проясняя ситуацию, официальный спикер ВОЗ Грегори Хартл (Gregory Hartl) заявил, что ВОЗ не занимается вопросами эффективности народной и альтернативной медицины и что одобрение различных практик альтернативной медицины, в т.ч. гомеопатии, находится за пределами мандата ВОЗ.

Российский эксперт ВОЗ, член–корреспондент РАН, проф., д.м.н. В. Анисимов комментирует: "ВОЗ признает лишь существование гомеопатии наряду с другими феноменами ненаучной медицины, такими, как народная, дополнительная или альтернативная, но не утверждается, что ВОЗ располагает очевидными доказательствами эффективности и безопасности гомеопатии"[6].

В ряде стран, где гомеопатия применяется исключительно специалистами и подчинена требованиям официальной медицинской практики, т.е. интегрирована законодательно, она является частью гарантированного страхового обеспечения. В Европе это 7 стран, включая Францию, Германию и Швейцарию, первыми перешедшими на страховое покрытие метода.

В то же время целостность мировой "гомеопатической среды" нередко прерывается эпизодами или даже периодами дискретности, когда накат общественных институтов и власть предержащих на 200–летнюю практику гомеопатии начинает приобретать угрожающий характер, вплоть до уличных акций и законодательных эксцессов.

Так, например, в сентябре 2017 г. Научный консультативный совет европейских академий (European Academies Science Advisory Council, EASAC), представляющий 29 национальных и международных научных академий Европы, включая Королевское общество Великобритании (Royal Society) и Шведскую королевскую академию наук (Kungliga Vetenskapsakademien), выпустил заявление, в котором гомеопатия названа бессмысленной, а пропаганда и применение гомеопатической продукции связаны с риском причинения значительного вреда здоровью.

Цель заявления — оказать влияние на политику формирования соответствующих нормативных актов в ЕС, консолидировать усилия авторитетного научного сообщества континента в направлении критики метода Ганемана с тем, чтобы затормозить рост продаж гомеопатических препаратов на рынках гомеопатии ЕС и США, составивших в конце прошлого года 6 млрд евро и 3,5 млрд долл. соответственно[7].

Рост продаж средств гомеопатии обусловлен понятным стремлением населения к экономии и безопасности, связывающего эти свои требования с гомеопатической медициной и фармацией c ее низкими ценами и малыми дозировками.

Одновременно на сайте Национального центра комплементарной и альтернативной медицины (National Center for Complementary and Alternative Medicine, NCCAM), одного из 27 институтов и центров, составляющих Национальный институт здоровья в системе Министерства здравоохранения и социальных служб США, в разделе "Гомеопатия" также появилось утверждение, что серьезных доказательств эффективности подобных препаратов нет, а в некоторых случаях они могут нанести вред здоровью пациента. В 2016 г. Федеральная торговая комиссия США (Federal Trade Commission, FTC) поставила перед производителями гомеопатических препаратов ультиматум: либо доказывать эффективность своих препаратов, либо указывать на упаковке, что доказательств эффективности препарата нет[8].

Существует точка зрения, согласно которой гомеопатия требует от пациента наличия обязательной веры в положительный исход терапии: в этой связи FDA пока не одобряет использование гомеопатических препаратов в ветеринарной практике, поскольку животные "невнушаемы", — это не шутка.

В свою очередь, Федерация фармацевтической индустрии Германии (Der Bundesverband der Pharmazeutischen Industrie e.V., BPI) вступилась за гомеопатию: в ответ на заявление EASAC немецкие фармпроизводители указали, что эта организация не является уполномоченным органом ЕС, а также не представила никаких новых аргументов в подтверждение своей позиции[9].

Ну прямо калька с наших доморощенных защитников и противников учения Ганемана.

На этом остановимся: счет столкновениям, схваткам, обвинениям, насмешкам, издевательствам, взаимным упрекам и угрозам идет на тысячи в мировом аспекте и конца–края ему не видать. Пока это похоже на вечное противостояние верующих и атеистов, как указано в эпиграфе к статье.
-----
[1]https://www.vidal.ru/encyclopedia/klinicheskaya-gomeopatiya/zakonodatelnye-osnovy-ispolzovaniia-gomeopaticheskih- lekarstv-v-rossii
[2]http://www.who.int/gho/publications/world_health_statistics/ru/
[3]http://www.who.int/medicines/areas/traditional/Homeopathy.pdf
[4]http://news.bbc.co.uk/2/hi/health/8211925.stm
[5]http://apps.who.int/medicinedocs/documents/s21201ru/s21201ru.pdf
[6]https://www.gazeta.ru/science/news/2017/02/08/n_9664409.shtml
[7]https://22century.ru/medicine-and-health/56117
[8]https://www.bbc.com/russian/features-42746192
[9] https://clinical-homeopathy.ru/germanskaya-farmindustriya-vstupilas-za-gomeopatiyu/

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия