Алкогольная инициатива Минпромторга? Минздрав отреагировал
Исключение нормы о запрете реализации алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, объектам спорта может спровоцировать увеличение потребления алкоголя, в т.ч. среди детей и молодежи. Кроме того, легализация продажи алкоголя у таких организаций может повысить криминогенную обстановку, создаст опасность совершения преступлений различной степени тяжести.
По данным Всемирной организации здравоохранения, сокращение количества точек торговли алкоголем определено в качестве одной из наиболее эффективных мер, влияющих на снижение потребления алкоголя, на уровень алкогольной смертности, заболеваемости и преступности.
Таким образом, подобный законопроект будет противоречить Глобальной стратегии сокращения вредного употребления алкоголя ВОЗ, одно из направлений которой предусматривает регулирование числа и местоположения точек торговли алкогольными напитками с потреблением напитков по месту продажи или за его пределами; регулирование дней и часов осуществления розничной продажи; регулирование розничной продажи в определенных местах или в ходе особых мероприятий (п. 28).
В Европейском плане действий по сокращению вредного употребления алкоголя 2012–2020 гг. говорится: «Результаты исследований свидетельствуют о том, что чем доступнее алкоголь, тем больше его употребляют и тем больший в результате наносится вред. Даже незначительные ограничения доступности алкоголя идут на пользу здоровью, снижают уровень насилия и вреда, причиняемого другим лицам помимо потребляющих алкоголь» (п. 60).
В целях реализации снижения уровня потребления алкогольной продукции, повышения эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и регулирования алкогольного рынка в РФ была разработана и одобрена распоряжением Правительства РФ от 30.12.09 №2128–р Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.
В рамках реализации Концепции осуществления государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.09 №2128–р, были ужесточены требования к розничной продаже алкогольной продукции (в т.ч. слабоалкогольной);
усилена ответственность за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая продажу алкогольной продукции несовершеннолетним; запрещена розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, в организациях культуры и объектах спорта и на прилегающих территориях, где расположены указанные организации, потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах; запрещена розничная продажа алкоголя с 23.00 час. до 08.00 час., за исключением организаций общественного питания и др.
В результате реализации приоритетных задач Концепции с 2009 по 2014 г. потребление алкоголя в Российской Федерации снизилось c 16,8 до 13,6 литра в год на лиц старше 15 лет (с 14,3 до 11,4 литра на душу). Смертность от случайных алкогольных отравлений в период 2011–2015 гг. снизилась с 10,1 до 6,5 (ноябрь 2015 г.) на 100 тыс. человек. Были достигнуты и другие положительные результаты.
Реализация приоритетных задач Концепции внесла важный вклад в снижение потребления алкоголя в РФ и связанных с этим заболеваемости и смертности.
Таким образом, возвращение алкоголя в магазины, соседствующие с детскими учреждениями, спортивными объектами, медицинскими организациями, может свести на нет те успехи, которых удалось достичь за последние годы в вопросе снижения потребления алкоголя среди россиян.