Аптечной сфере нужно больше внимания
Ягудина Роза
Заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова
Но когда аптека оказывается вынужденной действовать по навязанной ей бизнес–модели, ей говорят обратное: вы должны думать о социальных аспектах, о пациенте, о консультировании, о качественной помощи. Но поддерживаются ли эти ключевые функции фармдеятельности с экономико–правовой точки зрения? Ответ, увы, отрицательный.
С одной стороны, по своим обязанностям аптечные учреждения рассматриваются в качестве элемента национального здравоохранения. С другой — в аспекте вопроса о поддержке фармации она позиционируется как вид торговой деятельности. Такая вот двойственная ситуация.
В какие условия поставлена аптека с экономической точки зрения? Доход — за счет наценки, т.е. разницы в цене. Это подталкивает к необходимости реализовывать дорогие препараты или товары с высокой наценкой (маржинальностью), чтобы выжить, а доступные в ценовом аспекте лекарства тем временем уходят из ассортимента. Их сохранение, увы, не дотируется: модель существования аптечных организаций позволяет функционировать только за счет заработанных средств, других источников финансирования нет. При этом крайне жесткая конкуренция в аптечном сегменте фактически никак не ограничена. Можно открыть аптеку рядом с уже существующей — в том же доме или в соседнем здании… И никакого запрета не будет. Но правильно ли это?
Определенные нормативы количества аптек и расстояний между ними действовали в нашей стране многие годы. Ряд ограничений сейчас вводит Белоруссия. Регулируется фармацевтическая конкуренция и в других государствах — например, тем, что право на открытие новой аптечной организации дают в некоторых странах профессиональные объединения. Такой подход дает аптеке возможность накапливать и развивать собственный потенциал, благодаря которому поддерживается высокое качество фармацевтической помощи.
Почему современная аптечная конкуренция такова, что аптеки, по сути, "съедают сами себя"? В первую очередь, потому что разрешается допуск непрофессионалов в фармацию. А они, как правило, не стараются понять специфику лекарственной помощи, думая, что аптечное дело — это просто магазин по продаже лекарств. Вот почему во многих странах владеть аптекой может только аптечный работник. Для практикующего фармацевта и провизора это дело его жизни. Он живет там, где работает, его все знают — и он не может сделать плохо. В сетевых же компаниях многое выстроено по принципам классического торгового ритейла.
Сегодня главное для аптеки — выжить. А точнее, не погибнуть. Поэтому фармации как воздух нужно грамотное гибкое регулирование, которое позволяло бы аптечным организациям накапливать резервы и вкладывать их в развитие собственного потенциала, поддержку кадров и совершенствование предлагаемых пациенту сервисов. Здесь, во-первых, нужны антиконкурентные меры. Во-вторых, статус внутри системы здравоохранения и определенные льготы. Какими могут быть эти льготы? Единого рецепта нет, на аптечную сферу влияет множество взаимосвязанных факторов. В мире есть разные модели формирования дохода аптеки. Например, установленная плата за каждый отпущенный рецепт — независимо от стоимости рекомендованного врачом препарата.
А вот насчет необходимости организовать главное аптечное управление сегодня не уверена. В нынешних условиях формирование (реанимирование) функционировавшей в прошлом столетии модели такого управления вряд ли будет жизнеспособно. Ведь это ведомство во времена Союза действительно управляло аптеками: оно давало им план, заказывало для них препараты и занималось нормативно правовым регулированием. Но что будет делать такой регуляторный орган сейчас?
В настоящий момент в нашей стране есть аптечные сети, есть частные аптеки, есть госаптеки, принадлежащие регионам. Поэтому, наверное, более целесообразно не возрождать главное аптечное управление, а уделять больше внимания нормативно-правовому регулированию в фармдеятельности.
Почему важна именно функция нормативно-правового регулирования? Сегодня нормотворчество идет часто "снизу". Та же идея восстановления производственных аптек предложена профессиональными ассоциациями, обратившимися с просьбой о поддержке в парламент. Законодательная инициатива была сформирована, рассмотрена и одобрена. И этот случай — отдельный. Нужен системный подход к регламентации аптечной деятельности.