Аптечные пункты столицы: быстрое и комфортное обслуживание
Гришина Юлия
Директор ГБУЗ "Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы"
— В декабре 2016 г. планируется открытие еще двух аптек в ТиНАО (городах Щербинке и Новомосковске). В наших аптеках есть 49 рецептурно–производственных отделов. Эта работа требует определенной технологии, санитарного режима, тщательного кадрового подбора. В составеГБУЗ "ЦЛО ДЗМ" также аптечные пункты, фармацевтические склады, испытательная лаборатория. Последние два года у нас активно развивается IT–служба. Сейчас она имеет большой отдел, который поддерживает аналитическую подсистему льготного лекарственного обеспечения; ведет справочник лекобеспечения, установленный в системе ЕМИАС, работающей в поликлиниках Москвы; технически поддерживает ведение регистра федеральных и региональных льготников. Сейчас обсуждается ведение регистра льготников, которым требуется паллиативная помощь.
Товаропоток, проходящий через наши оптовые склады, растет год от года. Два складских комплекса уже не справляются с объемами, поэтому с 2017 г. к нам подключается третий комплекс площадью 2800 кв. м. Через нашу оптовую сеть проходят все препараты программы "7 высокозатратных нозологий", иммунобиологические препараты (кроме коммерческой части), которые дальше поступают в Центр иммунопрофилактики, а затем распределяются по поликлиникам столицы. Мы также работаем с наркосодержащими препаратами, требующими специальных условий.
238 аптечных пунктов были выделены в отдельную категорию, они отличаются и от аптек, и от других аптечных пунктов тем, что расположены в поликлиниках, не занимаются коммерческим отпуском, только льготным обеспечением. В 2016 г. в Центр добавили аптечные пункты, находящиеся в поликлиниках, из двух округов Москвы, еще два добавятся в 2017 г.
Возникла потребность разработать стандарты работы этих аптечных пунктов, потому что эти пункты из 4 вошедших в структуру округов ранее состояли в 4 разных коммерческих организациях со своими технологиями, своими коллективами. К тому же через эти аптечные пункты в год проходит основная доля рецептов (более 12 млн, это порядка 20 млн упаковок препаратов в 2016 г.), из них 99,5% обеспечиваются сразу, и только полпроцента рецептов берется на срочное обеспечение, из которых большинство обеспечивается в течение от одного до пяти рабочих дней. По прогнозам, до конца 2016 г. через аптечные пункты пройдут 478 тыс. уникальных пациентов (и будет отпущено порядка 476 МНН, около 4 тыс. торговых наименований лекарственных препаратов).
Первая цель стандартизации аптечных пунктов при поликлиниках — увеличить долю рецептов, отпускаемых при их предъявлении, и вторая — создание комфортной атмосферы для пациентов, сотрудников пунктов и поликлиник. При работе над первой целью во главу угла мы поставили правильную работу с товарными остатками. Были разработаны стандарты отгрузки в аптечные пункты. Здесь алгоритм непростой: постоянно добавляются новые элементы. Если возникает необеспеченный рецепт, то программа сама выдает накладную перемещения в данный пункт (полуавтоматический режим). Таким образом, мы экономим время, избегаем человеческих ошибок. Мы также занялись оптимизацией полочного пространства. В каждом пункте прошел замер имеющегося пространства. Все данные были введены в программное обеспечение. При формировании заказа на подтоварку программа проверяет, войдет ли этот товар в аптечный пункт. Пункты маленькие по своим площадям. Мы разработали стандарты в зависимости от количества рецептов, который данный пункт обслуживает (разброс составляет от 5 тыс. до 10–12 тыс. рецептов).
Для пациентов, рецепты которых ставятся на обеспечение, сейчас тестируется СМС–оповещение. С 1 января 2017 г. оно будет введено во всех пунктах. Идет работа с выпиской. Бывают ситуации, когда врач заведомо выписывает препарат, которого нет и которому неоткуда взяться. Совместно с Департаментом информационных технологий мы ведем разработку в автоматизированном рабочем месте врача программы расцвечивания остатков препаратов. Если у препарата статус зеленого цвета, это говорит о том, что он есть в наличии, пусть и не в данном аптечном пункте, если желтый — да, препарат есть, но его мало, если красный — препарата нет сейчас и в ближайшем времени не будет. Пока такое новшество на стадии разработки. Будем смотреть, как к нему отнесутся врачи.
Вторая цель — создание комфортной атмосферы. Мы пересмотрели, как устроен пункт, вплоть до высоты шкафов, чтобы не были нарушены условия хранения препарата.
Все аптечные пункты, которые будут вливаться в ГБУЗ "ЦЛО ДЗМ", переходят на электронный документооборот, каждый пункт прикрепляется к профессиональной и действующей в нашей структуре аптеке, что позволяет передать стандарты работы, внутренние технологии. Были разработаны новые стандарты внешнего оформления аптечных пунктов. В "Московском стандарте поликлиники" уже есть цветовые решения по навигации, выделены определенным цветом и пункты. Думаю, всем понравится такое обновление.
В 2016 г. на нашей базе была организована справочная служба по вопросам льготного лекарственного обеспечения. Если есть у пациента рецепт, то сотрудники справочной ведут человека вплоть до того момента, как рецепт будет обеспечен и препарат окажется на руках. Наша задача — ответить оперативно, есть ли препарат, где он находится, и переместить его в нужное место.
По материалам секции "Актуальные вопросы лекарственного обеспечения в условиях столичного здравоохранения" в рамках XV Ассамблеи "Здоровье Москвы"