Аптечные сети хотят ограничить собственный рынок
Такое ограничение способствовало бы развитию рынка, считают предприниматели. В опросе участвовали владельцы и топ-менеджеры 21 аптечной сети, следует из исследования.
Сейчас в среднем в России на 1800 человек приходится одна аптека, по данным гендиректора DSM Group Сергея Шуляка. В 2015 г. в России было зарегистрировано 3400 аптечных организаций, они управляли почти 37 000 точек, по данным Росздравнадзора. За три года их количество выросло на 175%.
Около 65% опрошенных KPMG топ–менеджеров аптек жалуются, что основная причина конкуренции в этом году — это высокая концентрация сетей в их регионах.
В России действительно есть переизбыток аптек, считает исполнительный директор некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" Елена Неволина. С ней соглашается и топ-менеджер крупной региональной сети. По его словам, из-за этого страдает рентабельность отдельных точек.
Ограничение количества аптек на регион может положительно повлиять на рынок, если будут запрещены и маркетинговые услуги производителям со стороны аптек, например по выкладке препарата на полке, продолжает Неволина.
Маркетинговые контракты приносят крупным сетям аптек 2–5% от общей выручки — об этом говорит 63% их представителей, по данным KPMG. У 25% опрошенных участников рынка эта доля составляет 5–10% от выручки.
Ограничение количества аптек в регионе не сильно повлияет на конкуренцию и не приведет к повышению цен, считает Неволина: в странах Евросоюза такая практика работает, уверяет она. Законодательство Франции, Испании и Германии ограничивает как размер аптечных сетей, так и просто возможность их создания, подтверждают данные исследования KPMG.
Источник: Ведомости