Положительная динамика в упаковках в 2017 году свидетельствует об улучшении покупательской способности населения и о снижении влияния финансово-экономических факторов на фармацевтический рынок.
"В 2016 году фармацевтический рынок начал расти в августе, из–за раннего начала сезона простудных и вирусных заболеваний. Высокие темпы роста сохранялись и в первом полугодии 2017 года. Но начиная с августа прирост аптечного рынка лекарственных препаратов заметно снизился. "Виновником" такой динамики стали теплая погода осенью и зимой, низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, которые не привели к росту спроса на "сезонные" препараты. В упаковках же рынок показал даже отрицательные значения. Таким образом, годовой прирост рынка определился опять в 4 квартале — в 2017 г. "4 квартал" сыграл на понижение, в результате прогнозные значения в 9% не были достигнуты", — отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Несмотря на рост рынка в упаковках, ценовой фактор также внес свой вклад в рост аптечного рынка. В большей мере это было связано с изменением структуры продаж в пользу более дорогих лекарственных средств. Инфляция на лекарства в 2017 году оказалась практически нулевая — по итогам декабря 2017 г. цены выросли только на 0,3% относительно декабря 2016 года. Низкий рост цен и раньше наблюдался, но на препараты списка ЖНВЛП. В 2017 г. такие препараты выросли на 0,06%. В отчетном году низкая инфляция были и на остальные лекарственные позиции, продающиеся в аптеках — 0,4%.
Низкий рост цен на препараты отмечается во всех подгруппах: импортные увеличились в цене на 0,6%, российские лекарства упали на 0,5%. Рецептурные препараты в среднем потребителю стали обходиться на 0,1% дороже, безрецептурные — на 0,4%.
До 2017 г. основной рост цен наблюдался на препараты дешевого сегмента (до 50 руб.). 2017 стал исключением по этому показателю: препараты данной ценовой категории потеряли 3,4% в среднем в цене, тогда как лекарства, относящиеся к "дорогому" сегменту (от 500 руб. и выше) стали стоить на 0,2% больше. Основное "подорожание" коснулось сегмента от 150 до 500 руб. — 1,2%.
В 2017 году продолжился переход потребителя на более дорогие лекарственные средства. Сильнее всего вырос ценовой сегмент "свыше 500 рублей" — на 12% в рублях и на 13% в упаковках. За счет такого прироста доля данного сегмента увеличилась практически на 2% в деньгах. Несмотря на высокую выручку препаратов с ценой выше 150 руб., у потребителя остается популярным сегмент с ценой до 50 руб. — в упаковках доля таких лекарственных препаратов занимает около 40%. При этом сохраняется тенденция уменьшения — доля препаратов "низкого" ценового сегмента снизилась на 0,7% в упаковках и на 0,4% в стоимостном.
Соотношение импортных и отечественных продаж лекарственных препаратов: в 2017 г. доля отечественных препаратов составила 28,5% в стоимостном выражении и 58,7% в натуральном. При этом заметим, что реализация отечественных препаратов в рублях выросла на 7,4%, тогда как объём продаж импортных препаратов на 6,1%. За счет этого доля российских препаратов в структуре аптечных продаж увеличилась, причем рост доли происходит как в стоимостном объеме, так и в натуральном выражении.
Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в розничных ценах за 2017 год составила 90 руб., что приблизительно в 3,6 раз ниже стоимости упаковки импортного лекарственного средства (стоимость средства зарубежного производства в ценах закупки аптек составила порядка 321 руб.).
Соотношение продаж лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска: в 2017 году доля безрецептурных препаратов составила 50,4% в стоимостном выражении и 67,6% в натуральном. RX–препараты росли быстрее в денежном выражении (+7,7%), тогда как безрецептурные к 2016 году выросли на 5,3%. В упаковках разница приростах почти в два раза (5,4% для рецептурных против 2,6% для ОТС–препаратов). В результате доля безрецептурных препаратов сократилась на 0,6%.
За счет большего прироста как в денежном, так и в натуральном выражении, доля рецептурных препаратов выросла. В упаковках доля увеличилась также на 0,6%.
Средняя стоимость упаковки рецептурного препарата была на уровне 283 руб., безрецептурный препарат стоил в розничных ценах аптек в среднем 139 руб. Колебания в цене по сравнению с 2016 г. были в пределах 2%
Соотношение продаж оригинальных и генерических лекарственных препаратов: в 2017 году доля оригинальных препаратов составила 34,6% в стоимостном выражении и 13,8% в натуральном. При этом относительно 2016 г. доля продолжает сокращаться по обоим показателям. Генерические препараты в целом выросли в стоимостном объеме на 8,3%, в упаковках на 4,1%, тогда как темп прироста оригинальных препаратов составил только 3,2%, а в натуральном выражении остался на уровне 2016 года.
Таким образом, потребитель переключается на генерические препараты, чаще на брендированные генерики. Так, в упаковках брендированные генерики выросли на 6,9%, а препараты, продающиеся по МНН, только на 0,7%.
Средняя стоимость упаковки оригинального препарата составила 646 руб. (+3,5% к показателю 2016 г.), генерик закупался в среднем по 141 руб. (+4%).
ТОП–20 брендов, лидирующих по объему продаж на коммерческом рынке России
Совокупно ТОП–20 брендов занимают 10,9% рынка. В рейтинге брендов, лидирующих по объему на коммерческом рынке, можно отметить ряд существенных изменений. Полностью изменился ТОП–3. На первое место вышел "Нурофен", обогнав "Кагоцел". Третье место, поднявшись на 5 строчек вверх, занял "Детралекс" — табл.
Один из лидеров прошлых периодов "Ингавирин" по итогам продаж 2017 г. оказался только на 7 месте, продемонстрировав максимальное снижение (–10%).
Из существенных положительных изменений можно отметить +9 мест и вхождение в ТОП–20 препарата "Канефрон", +6 мест "Ксарелто", +5 мест "Детралекс". Покинул рейтинг только препарат "Дюфастон" (27 строчка).
В натуральном выражении продолжают лидировать "традиционные" дешевые препараты "Бактерицидный пластырь", "Цитрамон" и "Уголь активированный". Шесть препаратов, входящих в ТОП–20 по упаковкам, показали отрицательную динамику, причем большая часть из них относится к успокаивающим: "Валериана», "Корвалол", "Пустрыник". Наибольшие темпы роста демонстрируют "Хлоргексидин", "Омепразол" и "Феррогематоген". Отметим, что ТОП–20 брендов по натуральному выражению занимают около 21% аптечных продаж, то есть концентрация выше, чем в стоимостном объеме.
Рейтинг 2017 г.
|
Изменение
|
Бренд
|
Стоимостной объем, млрд руб.
|
Прирост стоимостного объема, %
|
Доля, %
|
1
|
2
|
НУРОФЕН
|
7,1
|
14,9
|
0,8
|
2
|
–1
|
КАГОЦЕЛ
|
6,2
|
–9,3
|
0,7
|
3
|
5
|
ДЕТРАЛЕКС
|
6,1
|
21,9
|
0,7
|
4
|
1
|
КОНКОР
|
6,1
|
6,2
|
0,6
|
5
|
2
|
КАРДИОМАГНИЛ
|
6,0
|
13,7
|
0,6
|
6
|
–2
|
ЭССЕНЦИАЛЕ
|
5,9
|
–0,8
|
0,6
|
7
|
–5
|
ИНГАВИРИН
|
5,7
|
–10,0
|
0,6
|
8
|
–2
|
АКТОВЕГИН
|
5,7
|
4,5
|
0,6
|
9
|
1
|
МИРАМИСТИН
|
5,6
|
23,0
|
0,6
|
10
|
1
|
МЕКСИДОЛ
|
5,3
|
19,3
|
0,6
|
11
|
–2
|
ТЕРАФЛЮ
|
5,1
|
5,6
|
0,5
|
12
|
1
|
ПЕНТАЛГИН
|
5,1
|
16,5
|
0,5
|
13
|
6
|
КСАРЕЛТО
|
4,8
|
43,5
|
0,5
|
14
|
–2
|
ЛОЗАП
|
4,5
|
1,4
|
0,5
|
15
|
–1
|
НАЙЗ
|
4,3
|
2,8
|
0,5
|
16
|
–
|
ЛИНЕКС
|
4,2
|
10,0
|
0,4
|
17
|
–
|
ВОЛЬТАРЕН
|
4,1
|
16,8
|
0,4
|
18
|
–
|
ЛОРИСТА
|
3,8
|
13,9
|
0,4
|
19
|
–4
|
ЭРГОФЕРОН
|
3,8
|
–8,9
|
0,4
|
20
|
9
|
КАНЕФРОН
|
3,7
|
17,6
|
0,4
|
* По данным DSM Group. Полный текст отчета:http://dsm.ru/news/450/