23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Аптека была, есть — и она будет жить

Чтобы понять, что происходит сейчас в аптечном сегменте, вновь обратимся к событиям 2020 года. Отметила бы три из них: введение обязательной маркировки, изменение режимов налогообложения и обусловленные пандемией скачки спроса на лекарственные препараты.

Родионова Екатерина
Коммерческий директор содружества независимых аптек ВЕСНА

Минувший 2021 год во многом продолжил тенденции года позапрошлого. Особенно в области взаимодействия с системой МДЛП – здесь сохраняется значительное количество проблем. И производители, и аптеки затратили массу денежных средств, чтобы закупить оборудование и внедрить систему в своих организациях. Но и сегодня программное обеспечение постоянно дорабатывается под нужды маркировки. Аптечные сети вынуждены проводить обучение специалистов по различным вопросам взаимодействия с системой маркировки. Как говорят наши участники: "Знать бы еще, где их учить, как их учить и самое главное — чему их учить?"

Вопросов по функционированию системы МДЛП пока больше, чем ответов. Как быть, например, с возвратом лекарственных препаратов? Или с остаточными и истекшими сроками годности?

Не приведет ли старт "полного" режима работы с маркировкой к новому лекарственному коллапсу? Принимая отчеты от аптечных организаций–участниц, мы видим все сложности, которые испытывает информационная система при обработке больших объемов данных. При отмене уведомительного режима число получаемых и отправляемых системой МДЛП данных будет несопоставимо больше. Велик риск, что такую нагрузку система не выдержит и может дать сбой.

Еще один момент — административная ответственность за нарушения в работе с системой (соответствующие нормы вступили в силу с 1 декабря 2021 г.). Какой будет классификация ошибок? Что будет считаться сбоем самой системы МДЛП, а что – ошибкой программного продукта? Как отделить одно от другого?

Стоит учесть, что разработчики программного обеспечения (в силу продолжающихся изменений в системе маркировки) вынуждены постоянно дорабатывать свои решения.

Второй из ключевых трендов — изменение налоговых режимов. На деятельности многих аптек отмена ЕНВД отразилась отрицательно — вплоть до закрытия. Новую налоговую нагрузку выдержали, увы, не все. Для некоторых аптечных организаций критическим оказался рост арендных ставок, который произошел вслед за недавним удорожанием жилья. Если в 2020 году по арендным платежам были послабления, то минувший год прошел под девизом "вернем все, что потеряли".

Да, аптечные организации перешли на УСН — и проблема, казалось бы, решена. Однако в разных регионах ставки этого режима налогообложения различны. В большинстве случаев процент выше, чем необходимо для нулевой рентабельности аптечной деятельности. Но долго ли сможет аптека работать "в минус"? Нужно вводить налоговые льготы для фармации — без них сегодня нельзя!

Рентабельность работы аптеки близка к нулю или отрицательна в силу целого комплекса причин. Самая очевидная из них — особенности ценообразования. Основная часть аптечного ассортимента приходится на препараты из перечня жизненно необходимых. Аптека, получая партию лекарств от дистрибутора, не всегда может сделать наценку. Или сделать в очень малом размере — таковы правила. В результате рентабельность отпуска данной категории лекарственных средств получает знак "минус". В особенности, если включить в расчеты арендную плату, свет, тепло, фонд оплаты труда специалистов… Но ведь препараты из списка ЖНВЛП обязательно должны быть в аптеке! Они необходимы пациенту!

Наряду с вопросом рентабельности не менее остро стоит кадровый вопрос. Почему? Второй год образование проходит практически в режиме онлайн: о качестве подготовки будущих специалистов волнуются и преподаватели, и сами студенты. Несмотря на то, что при дистанционном формате обучения вузы делают все возможное, остаются опасения о недостаточности этих усилий. Профессия провизора — это, прежде всего, практика. Ребята хотят приходить в университет каждый день, мечтают целыми днями пропадать в лабораториях, но сделать этого не могут. В некоторых вузах студенты, поступившие в 2020 году, второй год обучаются дома у компьютера.

Что же будет дальше? Ведь даже те выпускники, которые учились пять лет в очном формате, проходят дополнительное обучение при поступлении на работу. Каким окажется объем знаний будущих фармацевтов и провизоров, если большую часть учебного времени они учились дистанционно?

Прогноз не оптимистичен: кадровый голод нас еще ждет…

Не внушает оптимизма и сокращение сроков среднего фармацевтического образования. Получится ли за столь короткое время приобрести все те знания и навыки, которые необходимы фармацевту? Может, стоило не сокращать целый учебный год, а, например, сделать его годом практики?

С каждым годом человеку требуется все больше и больше знаний, независимо от того, в какой сфере он трудится. Перемены происходят столь стремительно, что порой отрасль не успевает внедрять все то, что меняется.

Одно из главных направлений нашей работы — информирование фармацевтов и провизоров о новых лекарственных препаратах, выходящих на рынок. Информирование проходят на нашей обучающей онлайн–платформе. Учебные мероприятия не являются "дополнительной услугой": они включены в договор о сотрудничестве в обязательном порядке.

Хотелось бы подчеркнуть: аптека не может полностью относиться к коммерческому сегменту. Ведь главная функция аптечной организации — функция социальная. Во многих населенных пунктах, в особенности небольших, провизор или фармацевт — это и эксперт, и психолог, и немножко врач или фельдшер. Конечно же, фармацевтическая консультация необходима! Поэтому и стоит задуматься о социальных льготах для фармации.

Несколько десятилетий и даже столетий назад аптека не относилась к торговле. В давние времена аптекарский устав был частью устава врачебного. А теперь на фармацию смотрят только с коммерческой точки зрения… Поэтому поддерживаю инициативу о дополнительном коде ОКВЭД — "деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг".

Смысл фармацевтической помощи — не в торговле, а в здоровье населения (то есть каждого из нас). Человек приходит в аптеку не за утолением ежедневных потребностей, а за решением серьезных проблем, прямо относящихся к качеству жизни. И аптечный специалист — ни в коем случае не продавец!

Прогноз для аптечных организаций на 2022 год?

Сложно сказать определенно. Но важно помнить самое главное: все вызовы, которые нам даются, необходимо превращать в точки роста и идти вперед. Не вижу другого выхода. Надо пытаться смотреть на ситуацию с разных сторон.

Аптека была, есть — и она будет жить, что бы сегодня ни говорили. Пусть пришел е-комм, но он пришел в крупные города. Надо всегда помнить, что только в аптечной организации действует целый ряд правил, гарантирующих безопасность лекарственной помощи.

Специализированные
мероприятия